г. Москва |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А40-227071/2020 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Кочергиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2021 года по делу N А40-227071/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ООО "РН-Морской терминал Туапсе", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 70 440 руб. штрафа за задержку уборки порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования в сентябре 2020 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021, принятыми в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО "РЖД".
Заявитель просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2021и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылается на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов ответчик ссылается на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих нахождение на путях общего пользования готовых к подаче вагонов, а также уведомлений перевозчика с указанием даты, времени, количества вагонов, рода груза; судом первой инстанции неправомерно отказано в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Представленный истцом в суд кассационной инстанции в электронном виде отзыв на кассационную жалобу подлежит возврату лицу, его представившему, ввиду несоблюдения требований части 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по его своевременному направлению участвующим в деле лицам. Поскольку отзыв подан в суд в электронном виде, на бумажном носителе отзыв заявителю не возвращается.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, 08.06.2015 между ОАО "РЖД" и ООО "РН-Туапсенефтепродукт" заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для общества с ограниченной ответственностью "РН-Туапсенефтепродукт" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги.
Согласно решению от 17.05.2017 ПАО "НК "Роснефть" - единственного участника ООО "РН-Туапсенефтепродукт" было изменено фирменное наименование ООО "РН-Туапсенефтепродукт" на ООО "Морской терминал Туапсе".
В соответствии с пунктом 9 договора (в редакции дополнительного соглашения к нему от 11.04.2017) готовые к уборке порожние вагоны убираются перевозчиком в течение трех часов, с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке.
Уборка вагонов по истечении трех часов с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке является задержкой уборки вагонов, то есть нарушением предусмотренных договором сроков уборки порожних вагонов.
В сентябре 2020 года перевозчик не выполнил надлежащим образом обязанности по своевременной уборке порожних вагонов-цистерн с путей необщего пользования.
Вагоны-цистерны в количестве 9 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 01.09.2020 18-00, перевозчику было направлено уведомление N 000073847 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 01.09.2020 23-50, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16203 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 091648 от 01.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 02 часа 50 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 3 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 30 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 02.09.2020 04-00, перевозчику было направлено уведомление N 000073853 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 02.09.2020 08-10, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16211 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 091667 от 02.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 01 час 10 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 1 час.
Вагоны-цистерны в количестве 3 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 03.09.2020 06-00, перевозчику было направлено уведомление N 000073867 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 03.09.2020 16-30, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16246 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 091698 от 03.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 07 часов 30 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 8 часов.
Вагоны-цистерны в количестве 18 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 07.09.2020 13-30, перевозчику было направлено уведомление N 000073909 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 07.09.2020 22-30, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16321 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 092827 от 09.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 06 часов 00 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 6 часов.
Вагоны-цистерны в количестве 30 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 09.09.2020 16-00, перевозчику было направлено уведомление N 000073936 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 09.09.2020 23-40, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16368 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 092823 от 09.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 04 часа 40 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 5 часов.
Вагоны-цистерны в количестве 20 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 12.09.2020 04-20, перевозчику было направлено уведомление N 000073967 о завершении грузовой операции.
Перевозчиком с путей необщего пользования 12.09.2020 11-00, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16432 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 093913 от 12.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 03 часа 40 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 4 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 30 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 12.09.2020 21-30, перевозчику было направлено уведомление N 000073975 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 13.09.2020 03-20, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16453 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 093936 от 13.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 2 часа 50 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 3 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 30 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 15.09.2020 18-00, Перевозчику было направлено уведомление N 000074020 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 16.09.2020 21-00, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16533 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 094022 от 16.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 24 часа 00 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 24 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 17 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 23.09.2020 18-00, перевозчику было направлено уведомление N 000074121 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 24.09.2020 06-10, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16727 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 095226 от 24.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 09 часов 10 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 09 часов.
Вагоны-цистерны в количестве 30 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 24.09.2020 09-30, перевозчику было направлено уведомление N 000074126 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 24.09.2020 18-20, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16739 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 095232 от 24.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 05 часов 50 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 06 часов.
Вагоны-цистерны в количестве 5 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 25.09.2020 05-00, перевозчику было направлено уведомление N 000074136 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 25.09.2020 15-00, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16758 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 096257 от 25.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 07 часов 00 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 07 часов.
Вагоны-цистерны в количестве 5 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 25.09.2020 05-00, перевозчику было направлено уведомление N 000074138 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны перевозчиком с путей необщего пользования 25.09.2020 09-20, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16751 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 096253 от 25.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 01 час 20 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 02 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 19 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом перевозчика 26.09.2020 05-00, перевозчику было направлено уведомление N 000074148 о завершении грузовой операции.
В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 26.09.2020 13-40, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16778 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 096277 от 26.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 05 часов 40 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 06 часов.
Нарушение перевозчиком сроков уборки порожних вагонов послужило основанием обращения ООО "РН-Морской терминал Туапсе" в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд, исходя из доказанности материалами дела факт нарушения ОАО "РЖД" договорных обязательств, признал исковые требования подлежащими удовлетворению на основании статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 100УЖТ РФ.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда об удовлетворении требований и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу и с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.
Приведенный в кассационной жалобе довод о необоснованном неприменении судами положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку определение размера неустойки является вопросом факта и не является выводом о применении нормы права, вопрос о снижении неустойки относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N303-ЭС15-14198).
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, по сути являются позицией ответчика по делу, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание положения статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами, судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, равно как и оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2021 года по делу N А40-227071/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Судья |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 26.09.2020 13-40, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 16778 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 096277 от 26.09.2020. Время задержки уборки вагонов составило 05 часов 40 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 06 часов.
...
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд, исходя из доказанности материалами дела факт нарушения ОАО "РЖД" договорных обязательств, признал исковые требования подлежащими удовлетворению на основании статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 100УЖТ РФ.
...
Приведенный в кассационной жалобе довод о необоснованном неприменении судами положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку определение размера неустойки является вопросом факта и не является выводом о применении нормы права, вопрос о снижении неустойки относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N303-ЭС15-14198)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2021 г. N Ф05-19242/21 по делу N А40-227071/2020