город Москва |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А40-265138/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Буяновой Н.В.,
судей Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой": не явился, извещен;
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Москве: Головешкина В.М. (по доверенности от 01.12.2020);
рассмотрев 14 сентября 2021 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Москве
на решение от 22 марта 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 03 июня 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-265138/20,
по заявлению акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Москве
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Трест "Шахтспецстрой" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 06.11.2020 N 2316 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021, постановление налогового органа от 06.11.2020 N 2316 изменено в части назначенного наказания, заменив штраф в размере 5 805 106,20 руб. на штраф в размере 2 902 553,10 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование ссылается на необоснованность снижения размера штрафа, поскольку на момент вынесения постановления имелись обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Общество надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы жалобы.
Выслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального, процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом в отношении общества проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой был установлен факт незаконной валютной операции по зачислению 06.11.2019, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации на свой счет N KZ919470398990760276, открытый в банке АО DB ALFA-BANK (ALFAKZKA) (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за выполнение работ по контракту от 27.09.2017 N 3394 (счет от 13.09.2019 N 8) от нерезидента - АО "АрселорМиттал Темиртау" в сумме 47 528 394,37 казахских тенге, что является нарушением подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).
Поступление денежных средств подтверждается отчетом о движении средств в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года и банковскими документами.
На основании полученных данных 29.10.2020 налоговым органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 770120201029-7.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 06.11.2020 N 2316 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75% от суммы незаконной валютной операции, что составило 5 805 106,20 руб.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в суд с заявлением о его отмене.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании приобретение резидентом у нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям.
Статьей 12 Закона о валютном регулировании установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации миную счета в уполномоченных банках.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом о валютном регулировании, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации.
Действия, связанные с осуществлением незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и предусматривают наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов сумму незаконной валютной операции.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку операции по зачислению денежных средств на счет резидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации, минуя счета уполномоченных банках в счет оплаты за выполнение работ, не входят в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона о валютном регулировании, а также о соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив его размер менее минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, до 2 902 553,10 руб.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного обществу, суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении N 4-П от 25.02.2014.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судами доказательств, с установленными по делу обстоятельствами, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому отклоняются судом округа.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
В силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года по делу N А40-265138/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку операции по зачислению денежных средств на счет резидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации, минуя счета уполномоченных банках в счет оплаты за выполнение работ, не входят в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона о валютном регулировании, а также о соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив его размер менее минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, до 2 902 553,10 руб.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного обществу, суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении N 4-П от 25.02.2014."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2021 г. N Ф05-22767/21 по делу N А40-265138/2020