г. Москва |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А40-252011/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.09.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Красновой С.В.. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве - не явился, извещен
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился, извещен
от ФГУП "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ" - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 22.09.2021 кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А40-252011/2020
по заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: ФГУП "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), оформленного сообщением от 01.12.2020 N MFC-0558/2020-255639, об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества расположенного по адресу г. Москва, ул. Петровка, д 15, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0001078:2086 и обязать Управление Росреестра по Москве в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав, законных интересов ТУ Росимущества в городе Москве, путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества расположенного по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 15, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0001078:2086.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФГУП "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021, заявление ТУ Росимущества удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм процессуального и материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, указывает, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
До рассмотрения кассационной жалобы от третьего лица поступил отзыв с доказательствами заблаговременного направления копии лицам, участвующим в деле.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованного судебного акта, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТУ Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением N MFC-0558/2020-255639 об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Москва, ул. Петровка, д. 15, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0001078:2086.
01.12.2020 Управление Росреестра письмом N MFC-0558/2020-255639 сообщило об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 15, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0001078:2086.
Полагая, что указанное решение является незаконным, ТУ Росимущества обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статье 18 Закона о государственной регистрации заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Разрешая спор, суды в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив нормы статей 1, 14, 21, 29 Закона о государственной регистрации, констатировали, что представленные заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающие и иные документы соответствовали требованиям законодательства на момент их составления и содержали всю необходимую информацию для совершений регистрационных действий, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований у Управления Росреестра для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности объекта.
Довод заявителя жалобы о непредставлении документов, подтверждающих правомерное приобретение или фактическую принадлежность на законных основаниях вышеуказанного нежилого помещения правообладателю, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации, а также п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
Так, согласно пункту 3 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.11.1993 N 1974 "О некоторых вопросах размещения и обслуживания иностранных представительств в Москве" находящиеся в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел здания, сооружения и иные объекты, построенные и реконструированные за счет централизованных бюджетных средств и иных источников и предназначенные для размещения и обслуживания иностранных представительств в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, относятся к федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 N 96 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Госкомимуществу.
В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления, Госкомимущество вправе передавать в установленном порядке государственное имущество, относящееся к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, а также осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности государственного имущества, закрепленного за федеральными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 16.05.2003 N 2106-р Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел поручено осуществить государственную регистрацию права на ранее переданные объекты недвижимости.
Рассматриваемый объект недвижимости внесен в реестр федерального имущества от 04.03.2019 N 708/1, в которой в качестве правообладателя указано Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел, а также указан документ-основание возникновения иного вещного права - Решение о предоставлении помещения от 06.05.1968 N 18/8.
Судами установлено, что в комплекте с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества расположенного по адресу г. Москва, ул. Петровка, д 15, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0001078:2086, в Управление Росреестра по Москве заявителем предоставлена выписка Реестра федерального имущества от 04.03.2019 N 708/1, согласно которой основанием возникновения права собственности Российской Федерации на является решение Исполкома Московского городского совета депутатов трудящихся от 06.05.1968 N 18/8 и Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Следовательно, Управлением Росреестра неправильно сделан вывод об отсутствии среди поданных документов оснований возникновения права собственности, так как право собственности города Москвы возникло на основании закона.
В обжалуемых судебных актах судами приведены подробные мотивы, по которым суды отклонили возражения Управления Росреестра, полностью аналогичные доводам его кассационной жалобы.
Заявляя те же доводы в кассационной жалобе, Управление Росреестра не учитывает полномочия суда кассационной инстанции, ограниченные нормами части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления обстоятельств, исследования доказательств и их оценки, и по сути, заявляет доводы, направленные исключительно на иную оценку исследованных судами доказательств, что недопустимо при проверке законности судебных актов в порядке кассационного производства.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Управления Росреестра удовлетворена судом кассационной инстанции по заявленным в ней доводам быть не может.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А40-252011/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации, а также п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 N 96 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Госкомимуществу.
...
Судами установлено, что в комплекте с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества расположенного по адресу г. Москва, ул. Петровка, д 15, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0001078:2086, в Управление Росреестра по Москве заявителем предоставлена выписка Реестра федерального имущества от 04.03.2019 N 708/1, согласно которой основанием возникновения права собственности Российской Федерации на является решение Исполкома Московского городского совета депутатов трудящихся от 06.05.1968 N 18/8 и Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 сентября 2021 г. N Ф05-24200/21 по делу N А40-252011/2020