г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А41-65897/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Буяновой Н.В., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью Юридическое бюро "Дивест" - извещено, представитель не явился,
от Администрации городского округа Красноармейск Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - извещен, представитель не явился,
от федерального казенного предприятия "Научно-исследовательский институт "Геодезия" - извещено, представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 23.09.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Юридическое бюро "Дивест"
на решение от 12.04.2021
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 09.06.2021
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-65897/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Юридическое бюро "Дивест"
к Администрации городского округа Красноармейск Московской области
об оспаривании решения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, федеральное казенное предприятие "Научно-исследовательский институт "Геодезия", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Юридическое бюро "Дивест" (далее также общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красноармейск Московской области (далее - администрация) о признании незаконным решения от 02.09.2020 N Р001-8551989897-36969300 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов"; об обязании в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:65:0030204:47 с обществом и направить его в адрес общества.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, федеральное казенное предприятие "Научно-исследовательский институт "Геодезия" (далее также - предприятие), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.04.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Кроме того, в отзыве предприятие просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
В приобщении к материалам дела поступивших возражений общества на отзыв на кассационную жалобу отказано ввиду несоблюдения при их подаче требований статьи 277 АПК РФ, а именно: не представлены документы, подтверждающие направление данных возражений другим лицам, участвующим в деле. При этом принимается во внимание пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что обществу на праве собственности принадлежит здание (производственный цех) с кадастровым номером 50:65:0030204:38 площадью 430,2 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, г. Красноармейск, ул. Академика Янгеля, д. 23, стр. 19.
Общество 05.08.2020 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:65:0030204:47,
Администрацией вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 02.09.2020 N Р001-855198897-36969300, указав, что:
- испрашиваемый земельный участок принадлежит третьему лицу на праве собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования земельным участком;
- установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию;
- несоответствие вида разрешенного использования земельного участка цели планируемого использования, указанной в заявлении;
- поступление заявлений от иных лиц на получение земельного участка, предоставляемого в соответствии с процедурой статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с администрацией, общество оспорило данное решение в судебном порядке.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок фактически находится в собственности Российской Федерации, как и сообщила администрация обществу, в связи с чем не мог быть предоставлен администрацией обществу в собственность.
Поскольку испрашиваемый участок не может быть предоставлен администрацией обществу в собственность, остальные доводы, приведенные в оспариваемом решении, как признали суды, не имеют значения при рассмотрении дела.
Указывая на то, что испрашиваемый земельный участок находится в федеральной собственности, суды исходили из того, что изначально объект недвижимости общества принадлежал Российской Федерации.
Суды отметили, что решением Исполкома Мособлсовета от 11.10.1991 N 441 ФКП "НИО "ГБИП России" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 13 887 га. В данный участок входит земельный участок с кадастровым номером 50:65:0030204:47.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1 разграничена государственная собственность в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.
В силу пункта 1 данного постановления Верховного Совета Российской Федерации объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как указали суды, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 688 "О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса Российской Федерации" Красноармейским городским Советом народных депутатов Пушкинского района Московской области было вынесено решение от 05.08.1998 N 63/5 "Об утверждении перечня имущества социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемого из федеральной собственности в муниципальную"
Согласно приложению N 1 к данному решению был утвержден перечень имущества, передаваемого из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Красноармейска Московской области от НИИ "Геодезия", в том числе, строительная база управления капитального строительства поселка УКС.
В 2000 году в соответствии с пунктом 8 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 Советом депутатов города Красноармейск Московской области было вынесено решение от 19.01.2000 N 25/2 "О принятии объектов в муниципальную собственность", согласно которому строительная база управления капитального строительства поселка УКС, местоположением: Московская область, г. Красноармейск, ул. Академика Янгеля, д. 23, принята в муниципальную собственность города Красноармейск Московской области.
При этом все здания базы УКС фактически расположены на землях, землепользование которыми определено госактом АС N МО-13 (14)-295.
В 2006 году объекты муниципальной собственности поселка базы УКС, строительной базы по адресу: Московская область, г. Красноармейск, ул. Академика Янгеля, д. 23, были отчуждены по договорам купли продажи от 14.11.2006 N 6 и N 6а и от 28.02.2007 N 4 обществу с ограниченной ответственностью "Красноармейскэнерго".
По доводам общества с ограниченной ответственностью Юридическое бюро "Дивест", в последующем один из таких объектов - здание (производственный цех) с кадастровым номером 50:65:0030204:38 площадью 430,2 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, г. Красноармейск, ул. Академика Янгеля, д. 23, стр. 19, был приобретен обществом.
С 01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404", согласно которому одним из документов, необходимых для регистрации права собственности в порядке разграничения права собственности на земельный участок является документ, правоустанавливающий документ на здание, строение, сооружение, расположенные на соответствующем земельном участке в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является расположение на данном земельном участке здания, строения, сооружения, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Тем самым, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности Российской Федерации, не соответствует установленным судами по делу обстоятельствам.
Что касается судебных актов 2008 года по арбитражным делам N А41-К1-1798/08 и А41-К1-1797/08, то, как следует из данных судебных актов, вопрос о правах на рассматриваемый земельный участок судами не разрешался, право собственности Российской Федерации на этот участок не признавалось.
Исходя из указанного обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.04.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А41-65897/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404", согласно которому одним из документов, необходимых для регистрации права собственности в порядке разграничения права собственности на земельный участок является документ, правоустанавливающий документ на здание, строение, сооружение, расположенные на соответствующем земельном участке в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является расположение на данном земельном участке здания, строения, сооружения, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф05-19662/21 по делу N А41-65897/2020