г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А40-120971/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" - Воробьева Е.С. (представителя по доверенности от 18.12.2020), Глушанкова В.В. (представителя по доверенности от 18.12.2020),
от заявителя по делу - Региональной энергетической комиссии Свердловской области - извещена, представитель не явился,
от Федеральной антимонопольной службы - Савостиной Е.В. (представителя по доверенности от 11.01.2021),
от Прокуратуры Москвы - Кибакина М.С. (по удостоверению),
рассмотрев 23.09.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на постановление от 06.11.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-120971/2019
по заявлениям Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза", Региональной энергетической комиссии Свердловской области
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании предписания,
Прокуратура Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - предприятие), Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - комиссия) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлениями о признании недействительным предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - служба) от 06.05.2019 N СП/37432/19.
В деле участвует Прокуратура Москвы (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.10.2019 в удовлетворении заявлений отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2021 указанное решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе и письменных пояснениях к ней служба просит отменить данное постановление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, несоответствие выводов апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзывах на кассационную жалобу предприятие и комиссия возражали против ее удовлетворения и просили оставить законно принятый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители службы и прокуратуры поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представители предприятия возражали против ее удовлетворения.
Комиссия, извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направила, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей службы, предприятия, прокуратуры, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что предписанием службы от 06.05.2019 N СП/37432/19 комиссия признана нарушившей положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 16, 18, 40, 42, 43(1), 53, 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, пункта 4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16.
Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами предписано в срок до 01.06.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные комиссией при установлении тарифа на 2019 год на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для предприятия по постановлению от 05.12.2018 N 200-ПК, а именно:
- исключить экономически необоснованные расходы по статье "Транспортировка ТКО" из состава необходимой валовой выручки предприятия на 2019 год в сумме 601 012,38 тыс. рублей соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы по статье "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды" из состава необходимой: валовой выручки предприятия на 2019 год в сумме 21 335,22 тыс. рублей в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы по статье "Расходы на профессиональное обучение персонала" из состава необходимой валовой выручки предприятия на 2019 год в сумме 313,65 тыс. рублей в соответствии с пунктом 4 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы по статье "Амортизация" из состава необходимой валовой выручки предприятия на 2019 год в размере 1 429,91 тыс. рублей в соответствии с пунктом 5 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы на приобретение пакетов из состава необходимой валовой выручки предприятия на 2019 год в размере 74 522,42 тыс. рублей в соответствии с пунктом 6 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные административные расходы из состава необходимой валовой выручки предприятия на 2019 год в размере 91 856,23 тыс. рублей в соответствии с пунктом 7 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы на расчетно-кассовое обслуживание из состава необходимой валовой выручки предприятия на 2019 год в размере 1 555,13 тыс. рублей в соответствии с пунктом 8 мотивировочной части настоящего предписания.
Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердым коммунальными отходами в срок до 01.06.2019 (включительно) предложено установить необходимую валовую выручку на услугу регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами для предприятия на 2019 год на уровне 2 173 261,26 тыс. рублей (со снижением на 983 024,93 тыс. рублей от учтенной ранее) с учетом пункта 2 резолютивной части предписания.
В срок до 01.06.2019 (включительно) органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами предложено принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и долгосрочных параметров регулирования (базового уровня операционных расходов) для предприятия на 2019 год, утвержденных комиссией для предприятия на 2019 год с учетом требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания.
Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений необходимо проинформировать службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания;
- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертные заключения органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для предприятия на 2019 год.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия и комиссии в арбитражный суд с указанными заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявлений, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано законно.
Между тем в соответствии с пунктов 1, 4 статьи 24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16.
В силу статьи 6 Закона N 89-ФЗ предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Положением пункта 18 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 19 статьи 24.19 Закона N 89-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляет мониторинг тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
Отменяя решение суда первой инстанции и, удовлетворяя заявления, апелляционный суд исходил из того, что в рассматриваемом случае возможность пересмотра тарифным органом ранее принятого им тарифного решения на основании предписания службы не допустима, поскольку экономическая обоснованность тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленных для предприятия Постановлением комиссии от 05.12.2018 N 200-ПК "Об установлении региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с использованием метода индексации установленных тарифов и долгосрочных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2019-2021 годы" (далее - постановление N 200-ПК), была проверена в рамках судебного контроля (вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 05.04.2019 было отказано в удовлетворении заявления о признании постановления N 200-ПК недействующим).
Апелляционный суд отметил, что выдача службой оспариваемого предписания об изменении затрат по статьям "Транспортировка ТКО", "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды", "Расходы на профессиональное обучение персонала", "Амортизация", административных расходов и расходов на расчетно-кассовое обслуживание, ранее являвшихся предметом рассмотрения по делу об оспаривании постановления N 200-ПК, означает преодоление требования об обязательной силе судебного решения и не может быть признана согласующейся с конституционным правом на судебную защиту, в качестве неотъемлемого элемента которого предполагается обязательность судебных актов.
При этом суд учел апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 45-АПА19-36, в котором даны такие указания в обоснование отказа в удовлетворении апелляционной жалобы ФАС России и представления помощника прокурора Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 03.09.2019 по делу N 3а-311/2019, которым удовлетворено административное исковое заявление предприятия.
Отклоняя доводы службы по настоящему делу, апелляционный суд указал, что при вынесении оспариваемого предписания не было учтено, что материалы тарифного дела ранее были исследованы в рамках судебного дела N 3а-175/2019, и в отношении утвержденного постановлением N 200-ПК единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, на основании части 8 статьи 213 КАС РФ, судом было установлено его соответствие нормативным правовым актам, в том числе Основам ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, Методическим указаниям ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N 3а-311/2019, касающегося признания недействующим постановления комиссии от 21.05.2019 N 44-ПК.
Апелляционный суд отметил, что тарифный орган, исполняя предписание службы, осуществил пересмотр собственного тарифного решения, законность и обоснованность которого была подтверждена судебным актом, в части состава затрат, оцененных в этом судебном акте.
Суд признал, что службой при вынесении оспариваемого предписания необоснованно были уменьшены затраты на транспортировочные ТКО, отметив, что расчеты необходимого количества пакетов для организации накопления твердых коммунальных отходов произведены предприятием исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "индивидуальные жилые дома", установленных постановлениями комиссии от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")" и N 78-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования "город Екатеринбург". Средняя цена пакета определена по результатам конкурса на основании плана закупки. Принимая во внимание, что пакеты являются необходимыми материалами, используемыми региональным оператором в регулируемой деятельности (складирование, накопление твердых коммунальных отходов), апелляционный суд указал, что произвольное исключение тарифным органом из состава НВВ предприятия на 2019 год (первый год долгосрочного периода регулирования) в полном объеме расходов на приобретение материалов (пакетов) является неправомерным, повлекло необоснованное уменьшение единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, что не отвечает требованиям порядка государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленного в пункте 2 статьи 249 Закона N 89-ФЗ.
Данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на применении норм материального и процессуального права с учетом установленных обстоятельств.
Из доводов кассационной жалобы, материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу N А40-120971/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд признал, что службой при вынесении оспариваемого предписания необоснованно были уменьшены затраты на транспортировочные ТКО, отметив, что расчеты необходимого количества пакетов для организации накопления твердых коммунальных отходов произведены предприятием исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "индивидуальные жилые дома", установленных постановлениями комиссии от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")" и N 78-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования "город Екатеринбург". Средняя цена пакета определена по результатам конкурса на основании плана закупки. Принимая во внимание, что пакеты являются необходимыми материалами, используемыми региональным оператором в регулируемой деятельности (складирование, накопление твердых коммунальных отходов), апелляционный суд указал, что произвольное исключение тарифным органом из состава НВВ предприятия на 2019 год (первый год долгосрочного периода регулирования) в полном объеме расходов на приобретение материалов (пакетов) является неправомерным, повлекло необоснованное уменьшение единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, что не отвечает требованиям порядка государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленного в пункте 2 статьи 249 Закона N 89-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф05-2013/21 по делу N А40-120971/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2013/2021
06.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72579/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-120971/19
30.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44050/19
24.05.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-120971/19
20.05.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-120971/19