г. Москва |
|
21 ноября 2023 г. |
Дело N А40-39057/2023 |
Арбитражный суд Московского округа в составе:
судьи Шишовой О.А. (единолично)
без вызова сторон
рассмотрев 10 января 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 05 мая 2023 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 20 июля 2023 года
принятых в порядке упрощенного производства
по иску АО "Первая Грузовая Компания"
к ОАО "РЖД"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (далее - истец, АО "ПГК") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании денежных средств в размере 435 918,12 руб., в том числе неосновательного обогащения в размере 423 851 руб., процентов в размере 12 067,12 руб., процентов до даты фактического перечисления.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, а также на то, что судами не учтено ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств, просил обжалуемые решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу.
На основании положений части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Акционерным обществом "Первая грузовая компания", (АО "ПГК", Истец) и Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД", Ответчик) заключен договор N 948-жд от 21.01.2015.
Согласно п. 1.1. предметом Договора являются взаимоотношения Сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом (АО "ПГК") провозных платежей, сборов, тарифов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном, транзитном и внутригосударственном сообщениях.
В соответствии с п. 1.2 Договора АО "ПГК" присвоен код плательщика 1000231777, указываемый в перевозочных и иных документах (далее - "ЕЛС").
В соответствии с условиями Договора, Истец, как Клиент, обеспечивает наличие денежных средств на своем едином лицевом счете (ЕЛС) открытом в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД", достаточных для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей, а Ответчик обязуется осуществлять согласование перевозок грузов, и с согласия Клиента оплачивать перевозку грузов, производить списание денежных средств с ЕЛС АО "ПГК", в качестве оплаты причитающейся ОАО "РЖД" платежей, при этом проверив правильность сумм провозных платежей.
По мнению истца, основанием для проведения расчетов и взыскания ОАО "РЖД" платежей, является указание кода плательщика в перевозочных документах.
ОАО "РЖД" неправомерно списало с ЕЛС АО "ПГК" провозную плату в размере 423 851,00 руб. с НДС по накладным N ЭР580603 (ваг. 54523956), ЭС802535 (ваг. 52359528), ЭУ890623 (ваг. 54137252), ЭХ333893 (ваг. 60669934), ЭЧ059086 (ваг. 52312089), ЭЬ714042 (ваг. 55723704), ЭР683946 (ваг. 29627494), ЭЫ129814 (ваг. 54185178), ЭЫ469063 (ваг. 56760705) в мае, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре 2022 года в соответствии с представленным расчетом исковых требований.
Накладная N ЭР580603, вагон N 54523956 (претензия N ИД/ПР/Ю-928/22 от 11.07.2022).
02.05.2022 порожний вагон N 54523956 принят перевозчиком по накладной N ЭР580603 на перевозку грузов групповой отправкой по маршруту со станции Карбышево 1 Западно - Сибирской ж.д. до станции назначения Томск 1 ЗападноСибирской ж.д.
Вышеуказанный вагон принят перевозчиком без претензий к его техническому состоянию.
06.05.2022 на станции Томск 2 Западно-Сибирской ж.д. вагон N 54523956 был отцеплен от основной отправки по причине обнаружения технической неисправности трещина обода/претензии к качеству выполнения деповского ремонта (код 112/912) и направлен на станцию Тайга Западно-Сибирской ж.д.
Впоследствии данная неисправность не подтвердилась.
Работниками ОАО "РЖД" составлено Уведомление об отмене рекламационного случая N 456 от 13.05.2022, в котором дано заключение о пригодности колесной пары N 4069185-1985 к эксплуатации (трещина обода не подтвердилась).
После перевода в рабочий парк вагон N 54523956 направлен со станции Тайга Западно-Сибирской ж.д. на первоначальную станцию назначения Томск 1 ЗападноСибирской ж.д. по досылочной ведомости N ЭС057228 от 08.05.2022.
По прибытии на станцию назначения вагона N 54523956 ОАО "РЖД" необоснованно произвело добор провозной платы в размере 3 718,80 рублей в связи с отцепкой вагона в ремонт, так как неисправность (непригодность) колесной пары не подтвердилась.
Накладная N ЭС802535, вагон N 52359528 (претензия N ИД/ПР/Ю-1016/22 от 27.07.2022).
23.05.2022 порожний вагон N 52359528 принят перевозчиком по накладной N ЭС802535 на перевозку повагонной отправкой по маршруту со станции Яр Горьковской ж.д. до станции назначения Глазов Горьковской ж.д.
Вышеуказанный вагон принят перевозчиком без претензий к его техническому состоянию.
23.05.2022 на станции отправления Яр Горьковской ж.д. вагон N 52359528 отцеплен по причине обнаружения технической неисправности трещина боковины (рамы) /претензии к качеству выполнения деповского ремонта (код 205/912).
Впоследствии данная неисправность не подтвердилась.
Работниками ОАО "РЖД" на станции Балезино Горьковской ж.д. составлено Уведомление об отмене рекламационного случая от 23.05.2022, ВЧДэ Лягасово дано заключение о пригодности боковой рамы N 10096 к эксплуатации (трещина боковой рамы и другие дефекты не подтвердились).
После перевода в рабочий парк, вагон N 52359528 направлен со станции Балезино на первоначальную станцию назначения Глазов Горьковской ж.д.
По прибытии на станцию назначения вагона N 52359528 ОАО "РЖД" необоснованно произвело добор провозной платы в размере 3 566,40 рублей в связи с отцепкой вагона в ремонт, так как неисправность (непригодность) боковой рамы не подтвердилась.
25.06.2022 Накладная N ЭУ890623, вагон 54137252 (претензия N ИД/ПР/Ю1125/22 от 25.06.2022 вагон N 54137252 с грузом лом черных металлов принят перевозчиком по накладной N ЭУ890623 на перевозку групповой отправкой по маршруту со станции Човью Северной ж.д. до станции назначения Новолипецк ЮгоВосточной ж.д.
Вышеуказанный вагон принят перевозчиком без претензий к его техническому состоянию.
29.06.2022 в пути следования на станции Ковров-1 Горьковской ж.д. вагон N 54137252 отцеплен от групповой отправки по причине обнаружения технической неисправности нагрев подшипника в корпусе буксы под адаптером выше нормы/претензии к качеству выполнения капитального ремонта (коды неисправностей 157/913) и направлен в ремонт на станцию Владимир Горьковской ж.д.
Впоследствии данная неисправность не подтвердилась.
Работниками ОАО "РЖД" на станции Ковров Горьковской ж.д. составлено Уведомление об отмене рекламационного случая от 29.06.2022, ВЧДЭ-3 Горький Сортировочный дано заключение о пригодности колесной пары N 0005-847040-18 к эксплуатации. Отклонений от требований "Руководящих документов по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (далее Руководящие документы) не выявлено.
После перевода в рабочий парк, вагон N 54137252 направлен со станции Владимир Горьковской ж.д. на первоначальную станцию назначения Новолипецк ЮгоВосточной ж.д.
По прибытии на станцию назначения вагона N 54137252 ОАО "РЖД" необоснованно произвело добор провозной платы в размере 76 834,80 рублей в связи с отцепкой вагона в ремонт, так как отклонений при демонтаже колесной пары 0005-847040-18 от требований Руководящих документов не выявлено, неисправность не подтвердилась.
Накладная N ЭХ333893, вагон 60669934 (претензия N ИД/ПР/Ю-1255/22 от 26.09.2022.
22.07.2022 вагон N 60669934 с грузом слябы (заготовки стальные) принят перевозчиком по накладной N ЭХ333893 к перевозке по маршруту со станции Новолипецк Юго-Восточной ж.д до станции назначения Владивосток (эксп.) ДальнеВосточной ж. д.
Вышеуказанный вагон принят перевозчиком без претензий к его техническому состоянию.
25.07.2022 в пути следования на станции Челябинск-Южный Южно-Уральской ж.д. вагон N 60669934 отцеплен от групповой отправки по причине обнаружения технической неисправности - трещина оси колесной пары (коды неисправностей 130) и направлен в ремонт на станцию Челябинск-Главный Южно-Уральской ж.д. Эксплуатационное вагонное дело Челябинск ОАО "РЖД".
Впоследствии данная неисправность не подтвердилась.
Работниками ОАО "РЖД" ВЧДЭ-1 Челябинск Южно-Уральской ж.д. составлено Уведомление об отмене рекламационного случая от 31.07.2022, в котором указано: "при неразрушающем контроле магнитопорошковым методом колесной пары N 5-1911900 трещина средней части оси не выявлена. Претензий к качеству деповского ремонта не имеем".
После перевода вагона N 60669934 в рабочий парк, указанный вагон был направлен со станции Челябинск-Южный Южно-Уральской ж.д. на первоначальную станцию назначения Владивосток (эксп.) Дальне-Восточной ж.д. по накладной N ЭХ601290.
По прибытии на станцию назначения вагона N 60669934 ОАО "РЖД" необоснованно произвело добор провозной платы в размере 157 601,00 рублей в связи с отцепкой спорного вагона в ремонт, так как трещина оси не выявлена, неисправность не подтвердилась.
Накладная N ЭЧ059086, вагон 52312089 (претензия N ИД/ПР/Ю-1363/22 от 24.10.2022).
23.08.2022 вагон N 52312089 с грузом лом черных металлов принят перевозчиком по накладной N ЭЧ059086 на перевозку групповой отправкой по маршруту со станции Воркута Северной ж.д. до станции назначения Новолипецк ЮгоВосточной ж.д.
Вышеуказанный вагон принят перевозчиком без претензий к его техническому состоянию.
20.09.2022 в пути следования на станции Ртищево 2 Юго-Восточной ж.д. вагон N 52312089 отцеплен от групповой отправки по причине обнаружения технической неисправности - нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам (код неисправности 150) и направлен в ремонт на станцию Ртищево 1 ЮгоВосточной ж.д. Перевозчиком составлен акт общей формы N 15396 от 20.09.2022, выписана досылочная дорожная ведомость N ЭШ638716 от 20.09.2022.
Впоследствии данная неисправность не подтвердилась.
Работниками ОАО "РЖД" на станции Ртищево Юго-Восточной ж.д. составлено Уведомление N 6 об отмене рекламационного случая от 23.09.2022.
ВЧДЭ-6 Кочетовка Юго-Восточной ж.д. дано заключение о пригодности колесной пары (КП) N оси 0039-16662-88, капитальный ремонт с монтажом буксового узла проходила 03.2021 клеймо 1906 ВЧД Арчеда ООО "НВК" Приволжской ж.д., текущий ремонт проходила 08.2022 клеймо 736 ТОР Воркута ВЧДЭ-11 Сосногорск Северной ж.д.
При демонтаже колесной пары N 0039-16662-88 отступлений от требований "Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесной пары с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017" (далее Руководящие документы) не выявлено.
После перевода в рабочий парк, вагон N 52312089 направлен со станции Ртищево 1 Юго-Восточной ж.д. на первоначальную станцию назначения Новолипецк Юго-Восточной ж.д.
По прибытии на станцию назначения вагона N 52312089 ОАО "РЖД" необоснованно произвело добор провозной платы в размере 87 620,40 рублей (с НДС 20%) в связи с отцепкой вагона в ремонт, так как отклонений при демонтаже колесной пары N 0039-16662-88 от требований Руководящих документов не выявлено, неисправность не подтвердилась.
Накладная N ЭЬ714042, вагон 55723704 (претензия N ИД/ПР/Ю-2093/22 от 20.12.2022 входящий номер ЛК "РЖД" N КРС/22/307 от 20.12.2022).
01.11.2022 порожний вагон N 55723704 принят перевозчиком по накладной N ЭЬ714042 на перевозку групповой отправкой по маршруту со станции Сухановка (эксп.) Дальневосточной ж.д. до станции назначения Камышта Красноярской ж.д.
Вышеуказанный вагон принят перевозчиком без претензий к его техническому состоянию.
03.11.2022 в пути следования на станции Сухановка Дальневосточной ж.д. вагон N 55723704 отцеплен от групповой отправки по причине обнаружения технической неисправности - трещина оси колесной пары (код неисправности 130), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (код неисправности 912).
Вагон N 55723704 направлен в ремонт на станцию Уссурийск Дальневосточной ж.д., перевозчиком составлен акт общей формы N 2/4094 от 03.11.2022, выписана досылочная дорожная ведомость N ЭЬ812487 от 03.11.2022.
Впоследствии данная неисправность не подтвердилась.
Работниками ОАО "РЖД" на станции Уссурийск Дальневосточной ж.д. составлено Уведомление об отмене рекламационного случая от 06.11.2022.
ВЧДЭ-4 Уссурийск ОАО "РЖД" в ходе расследования рекламационного случая установлено: "Случай не может быть признан рекламационным и не требует составления акта ф. ВУ-41. Неисправность не подтвердилась. Согласно заключения, при проведении осмотра трещин на детали не обнаружено. Колесная пара 117519956-2008 годна к дальнейшей эксплуатации. Претензии к качеству деповского ремонта вагона не имеем".
После перевода в рабочий парк, вагон N 55723704 направлен со станции Уссурийск Дальневосточной ж.д. на первоначальную станцию назначения Камышта Красноярской ж.д.
По прибытии на станцию назначения вагона N 55723704, ОАО "РЖД" необоснованно произвело добор провозной платы в размере 7 346,40 рублей (с НДС 20%) в связи с отцепкой вагона в ремонт, так как колесная пара N 1175-19956-2008 признана годной к эксплуатации, неисправность не подтвердилась.
Накладная N ЭР683946, вагон 29627494 (претензия N ИД/ПР/Ю-2104/22 от 20.12.2022 входящий номер ЛК "РЖД" N СЕВ/22/889 от 20.12.2022).
29.04.2022 порожний вагон N 29627494 принят перевозчиком по накладной N ЭР683946 на перевозку повагонной отправкой по маршруту со станции Обская Северной ж.д. до станции назначения Койты Северной ж.д. (далее СЕВ ж.д.).
Вышеуказанный вагон принят перевозчиком без претензий к его техническому состоянию.
30.04.2022 в пути следования на станции Инта-1 СЕВ ж.д. при техническом обслуживании поезда N 3474 инд. 2899-310-2886 у вагона N 29627494 выявлено ослабление торцевого крепления, вагон отцеплен по технической неисправности - нарушение/ослабление торцевого крепления подшипника в корпусе буксы (код неисправности 159) и направлен в ремонт на станцию Воркута СЕВ ж.д.
Впоследствии данная неисправность не подтвердилась.
На основании плана расследования причин сдвига корпуса буксы, составленного ВЧДр Сосногорск АО "ОМК" Стальной путь", работниками ВЧДЭ-11 Сосногорск составлено Уведомление об отмене рекламационного случая от 18.07.2022.
Расследованием рекламационного случая установлено: "При демонтаже буксового узла, отклонений требований Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 не выявлено".
После перевода в рабочий парк (ВУ36 N 295 от 24.05.2022), вагон N 29627494 направлен со станции Воркута СЕВ ж.д. на первоначальную станцию назначения Койты СЕВ ж.д.
По прибытии на станцию назначения вагона N 29627494 ОАО "РЖД" необоснованно произвело добор провозной платы в размере 24 012,00 рублей (с НДС 20%) в связи с отцепкой вагона в ремонт, так как отклонений при демонтаже буксового узла колесной пары N 005-213365-88 от требований Руководящих документов не выявлено, неисправность не подтвердилась.
Накладная N ЭЫ129814, вагон 54185178 (претензия N ИД/ПР/Ю-2118/22 от 21.12.2022, входящий номер ЛК "РЖД" N СЕВ/22/892 от 21.12.2022).
30.09.2022 вагон N 54185178 с грузом окатыши железорудные принят перевозчиком по накладной N ЭЫ129814 на перевозку маршрутной отправкой со станции Костомукша-Товарная Октябрьской ж.д. (далее ОКТ ж.д.) до станции назначения Кошта Северной ж.д. (далее СЕВ ж.д.).
Вышеуказанный вагон принят перевозчиком без претензий к его техническому состоянию.
01.10.2022 в пути следования на станции Свирь ОКТ ж.д. вагон N 54185178 отцеплен от маршрутной отправки по причине обнаружения технической неисправности - нагрев подшипника в корпусе буксы/под адаптером выше нормы по показаниям средств автоматизированного контроля (код неисправности 157) и направлен в ремонт на станцию Петрозаводск ОКТ ж.д. Перевозчиком составлен акт общей формы N 1/6020 от 01.10.2022, оформлена досылочная дорожная ведомость N ЭЫ210128 от 02.10.2022.
Впоследствии неисправность вагона N 54185178 не подтвердилась.
Работниками ОАО "РЖД" на станции Свирь ОКТ ж.д. составлено Уведомление об отмене рекламационного случая от 01.10.2022.
ВЧДЭ Петрозаводск ОКТ ж.д. дано заключение: "При виброаккустическом контроле буксового узла колесной пары N 0005-21104-02 отклонений от нормы не выявлено, при демонтаже буксового узла и комиссионном осмотре нарушений требований "Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01.2017 не выявлено. Претензий к качеству капитального ремонта вагона нет".
После перевода в рабочий парк (ВУ36 N 38 от 04.10.2022), вагон N 54185178 направлен со станции Петрозаводск ОКТ ж.д. на первоначальную станцию назначения Кошта СЕВ ж.д.
По прибытии на станцию назначения вагона N 54185178, ОАО "РЖД" необоснованно произвело добор провозной платы в размере 31 575,60 рублей (с НДС 20%) в связи с отцепкой вагона в ремонт, так как отклонений при демонтаже буксового узла колесной пары N 0005-21104-02 от требований Руководящих документов не выявлено, неисправности не подтвердились.
Накладная N 56760705, вагон 56760705 (претензия N ИД/ПР/Ю-2118/22 от 21.12.2022 входящий номер ЛК "РЖД" N СЕВ/22/892 от 21.12.2022).
07.10.2022 вагон N 56760705 с грузом окатыши железорудные принят перевозчиком по накладной N ЭЫ469063 на перевозку маршрутной отправкой со станции Костомукша-Товарная Октябрьской ж.д. (далее ОКТ ж.д.) до станции назначения Кошта Северной ж.д. (далее СЕВ ж.д.).
Вышеуказанный вагон принят перевозчиком без претензий к его техническому состоянию.
08.10.2022 в пути следования на станции Свирь ОКТ ж.д. вагон N 56760705 отцеплен от маршрутной отправки по причине обнаружения технической неисправности - нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам (код неисправности 150) и направлен в ремонт на станцию Петрозаводск ОКТ ж.д. Перевозчиком составлен акт общей формы N 1/6070 от 08.10.2022, оформлена досылочная дорожная ведомость N ЭЫ677590 от 11.10.2022.
Впоследствии неисправность вагона N 56760705 не подтвердилась.
Работниками ОАО "РЖД" на станции Петрозаводск ОКТ ж.д. составлено Уведомление об отмене рекламационного случая от 08.10.2022.
ВЧДЭ-27 Петрозаводск ОАО "РЖД" ОКТ ж.д. дано заключение: "При демонтаже буксового узла колесной пары N 0005-216220-12 нарушений требований "Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01.2017 (далее Руководящие документы) не выявлено. Претензий к качеству деповского ремонта нет".
После перевода в рабочий парк (ВУ36 N 185 от 15.10.2022), вагон N 56760705 направлен со станции Петрозаводск ОКТ ж.д. на первоначальную станцию назначения Кошта СЕВ ж.д.
По прибытии на станцию назначения вагона N 56760705, ОАО "РЖД" необоснованно произвело добор провозной платы в размере 31 575,60 рублей (с НДС 20%) в связи с отцепкой вагона в ремонт, так как отклонений при демонтаже буксового узла колесной пары N 0005-216220-12 от требований Руководящих документов не выявлено, неисправности не подтвердились.
Согласно ст. 20 УЖТ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны.
Спорные вагоны были отцеплены после их приема к перевозке. То есть ОАО "РЖД" приняло вагоны к перевозке, признав их технически исправными, после чего ОАО "РЖД" обнаружило неисправности.
Далее вагоны были разбракованы, то есть, переведены в рабочий парк без проведения ремонта. Таким образом, оснований для отцепки их в ремонт не имелось.
Соответственно, оснований для добора провозной платы у ОАО "РЖД" также не имелось.
Ответчик производит добор провозной платы, списывая денежные средства с лицевого счета АО "ПГК" без законных на то оснований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 Пленума ВАС РФ 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и грузополучателем (отравителем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ЦФТО, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.
Поэтому, если грузоотправитель или иное лицо, считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ЦФТО.
АО "ПГК" присоединилось к Соглашению ОАО "РЖД" об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок от 18.12.2017 N 2633/р (далее Соглашение).
30.06.2022 в адрес ЦФТО ОАО "РЖД" направлено письмо N ИД/ГД-507/22 о регистрации заявления о присоединении к Соглашению.
Согласно п. 13.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим Соглашением и законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18.3. Претензия Клиента к ОАО "РЖД" по вопросам, связанным с оказанием услуг по перевозке грузов и/или порожних вагонов и/или иных услуг, связанных с перевозкой и/или ее организацией, направляется в электронном формате путем заполнения формы претензии в Личном кабинете Клиента ОАО "РЖД".
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии N ИД/ПР/Ю-928/22 от 11.07.2022, ИД/ПР/Ю-1016/22 от 27.07.2022, ИД/ПР/Ю-1125/22 от 25.08.2022, ИД/ПР/Ю-1255/22 от 26.09.2022, ИД/ПР/Ю-1363/22 от 24.10.2022, ИД/ПР/Ю-2093/22 (ЛК РЖД входящий номер N КРС/22/307) от 20.12.2022, ИД/ПР/Ю-2104/22 (ЛК РЖД входящий номер N СЕВ/22/889) от 20.12.2022, ИД/ПР/Ю-2118/22 (ЛК РЖД входящий номер N СЕВ/22/892) от 21.12.2022, оставленные Ответчиком без удовлетворения.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями положений статей 64, 65, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные сторонами доводы и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 450, 785, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчик произвел добор провозной платы, списывая денежные средства с единого лицевого счета АО "ПГК" без законных на то оснований, а факт списания денежных средств ответчиком не отрицался, пришел к выводу о правомерности заявленных требований, удовлетворив иск.
Разрешая спор, судами указано на то, что ОАО "РЖД" неправомерно списало с ЕЛС АО "ПГК" провозную плату в размере 423 851,00 руб. с НДС по накладным N ЭР580603 (ваг. 54523956), ЭС802535 (ваг. 52359528), ЭУ890623 (ваг. 54137252), ЭХ333893 (ваг. 60669934), ЭЧ059086 (ваг. 52312089), ЭЬ714042 (ваг. 55723704), ЭР683946 (ваг. 29627494), ЭЫ129814 (ваг. 54185178), ЭЫ469063 (ваг. 56760705) в мае, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре 2022 года. Все спорные вагоны в пути следования были переведены в неисправные, однако ремонт выполнен не был, в связи с чем, вагоны были разбракованы. Факт разбраковки в отношении заявленных в иске вагонов подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями об отмене рекламационного случая.
Суд кассационной инстанции с выводами судов первой и апелляционной инстанций согласен.
Доводы ответчика о том, что судами не учтено требования истца являются необоснованными, подлежат отклонению, поскольку судами правомерно указано на то, что поскольку фактически технологические неисправности, на основании которых спорные вагоны были отцеплены ответчиком не нашли своего фактического подтверждения, а также поскольку вагоны был исправны, что подтвердил сам ответчик, составив уведомления об отмене рекламационного случая, законные основания для списания с ЕЛС истца денежных средств в размере 423 851 рублей отсутствовали.
Доводы заявителя жалобы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Иная оценка исследованных судом доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При этом суд кассационной инстанции также учитывает, что в соответствии с положениями части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное оснований для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по делу, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 283-284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 мая 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2023 года по делу N А40-39057/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
О.А. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 Пленума ВАС РФ 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и грузополучателем (отравителем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ЦФТО, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.
...
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями положений статей 64, 65, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные сторонами доводы и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 450, 785, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчик произвел добор провозной платы, списывая денежные средства с единого лицевого счета АО "ПГК" без законных на то оснований, а факт списания денежных средств ответчиком не отрицался, пришел к выводу о правомерности заявленных требований, удовлетворив иск."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 ноября 2023 г. N Ф05-26200/23 по делу N А40-39057/2023