г. Москва |
|
4 октября 2021 г. |
Дело N А40-215647/2020 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Ядренцевой М.Д.,
рассмотрев материалы кассационной жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2021,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021, принятые в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "АльянсТрансСервис"
к ОАО ""Российские железные дороги""
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью (ООО) "АльянсТрансСервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с открытого акционерного общества (ОАО) "Российские железные дороги" пени за нарушение срока доставки груза в размере 760 997 руб. 04 коп. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021, исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "АльянсТрансСервис" пени в размере 690 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 14.01.2021 и постановление от 31.05.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суд первой и апелляционной инстанций неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив доводы кассационной жалобы, а также материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актов, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суд установил, что ОАО "Российские железные дороги" по 4-м транспортным железнодорожным накладным, грузополучателем по которым является истец, осуществило перевозку вагонов.
На станции назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки, что подтверждается календарными штемпелями станций назначения в железнодорожных накладных, представленных в материалы дела.
В соответствии с положениями статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств.
За несвоевременную доставку груза истец начислил пени на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив факт несоблюдения ответчиком сроков доставки грузов подтверждается материалами дела, суд первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял правильное решение о частичном удовлетворении исковых требований с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд также исходил из того, что при просрочке в доставке груза лицом, нарушившим обязательство, является перевозчик, поэтому он должен доказать отсутствие вины в просрочке.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, доказательствами, подтверждающими задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой наряду с актами общей формы, является памятка приемосдатчика. При этом применение данной памятки приемосдатчика производится в совокупности с книгой регистрации уведомлений, ведомостью подачи-уборки вагонов.
Однако ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие вину грузополучателя в просрочке доставке грузов. Суд не принял в качестве надлежащих доказательств, представленные ответчиком в материалы дела оперативные приказы, обращения и извещения, поскольку они не подписаны и на них не проставлены даты.
Довод заявителя о том, что суд не рассмотрел ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Первый завод", подлежит отклонению, поскольку с учетом особенностей рассмотрения спора в порядке упрощенного производства, оснований полагать, что суд первой инстанции не рассмотрел указанное ходатайство, не имеется.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции необоснованно не применил положения статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не оставил исковое заявление без рассмотрения, поскольку истец направил претензию с просрочкой, подлежит отклонению, так как опровергается доказательствами, представленными материалами дела.
Суд кассационной инстанции также отклоняет ссылку заявителя жалобы на судебную практику по другим делам, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного спора.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с выводами суда относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А40-215647/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Судья |
М.Д.Ядренцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"За несвоевременную доставку груза истец начислил пени на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив факт несоблюдения ответчиком сроков доставки грузов подтверждается материалами дела, суд первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял правильное решение о частичном удовлетворении исковых требований с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, доказательствами, подтверждающими задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой наряду с актами общей формы, является памятка приемосдатчика. При этом применение данной памятки приемосдатчика производится в совокупности с книгой регистрации уведомлений, ведомостью подачи-уборки вагонов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2021 г. N Ф05-21984/21 по делу N А40-215647/2020