город Москва |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А41-9057/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 28 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 24 марта 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 07 июня 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-9057/21
по иску Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области
о снятии с кадастрового учета земельного участка
к Управлению Росреестра по Московской области,
третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению Росреестра по Московской области о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110213:21, площадью 4.024 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилищное строительство, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: жилой дом, участок находится примерно в 713 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: г. Раменское, ул. Михалевича.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 16.06.2008 между Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального района и ООО "Мосстроймеханизация" заключен договор аренды N 2438 земельного участка, общей площадью 4.024 кв.м, с кадастровым номером 50:23:0110213:21, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: жилой дом, участок находится примерно в 713 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: г. Раменское, ул. Михалевича, вид разрешенного использования: под жилищное строительство.
Договор заключен на срок с 16.06.2008 по 16.06.2013.
В связи с реорганизацией Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района на основании решения Совета Депутатов Раменского муниципального района от 26.11.2014 N 22/8 СД в форме разделения Управление земельных отношений Раменского муниципального района вступило в обязательство, возникшее из договора аренды от 06.02.2006 N 1221 на стороне арендодателя.
На основании решения Совета Депутатов Раменского муниципального района от 20.11.2019 N 7/10 СД Управление земельных отношений Раменского муниципального района переименовано в Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области.
Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области посредством МАУ "МФЦ Раменского района Московской области" обратилось с заявлением о прекращении государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с истечением срока договора аренды земельного участка от 16.06.2008 N 2438, по результатам рассмотрения которого Управлением Росреестра по Московской области произведена государственная регистрация прекращения (обременения) права.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110213:21 согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) имеет статус "актуальный, ранее учтенный".
Ввиду отсутствия правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110213:21 и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок Администрация Раменского городского округа в лице Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110213:21.
Управлением земельных отношений Раменского городского округа Московской области получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 31.12.2020 N КУВД-001/2020-30687424/1 в связи с тем, что ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110213:21 не является преобразуемым объектом недвижимости и не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области, считая данное уведомление незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, также возможно применение иных способов, предусмотренных в законе.
Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Согласно разъяснениям о порядке исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, сведения о которых не носят временный характер, изложенным в письмах Минэкономразвития России от 13.04.2010 N Д23-1342 и от 02.06.2011 N Д23-1331, снятие с государственного кадастрового учета земельных участков возможно на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии с государственного кадастрового учета.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в осуществлении права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Принципами ведения ЕГРН, закрепленными в части 1 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ, являются, в том числе, единство технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, а также достоверность его сведений.
Исходя из положений Федерального закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
В соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, с 01.01.2017 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии наделена полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ); ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ).
При таких обстоятельствах, как правомерно отметили суды, с 01.01.2017 принятие решения о внесении изменений в ЕГРН отнесено к компетенции Управления Росреестра по Московской области.
Доказательств принятия соответствующего решения судам не представлено.
Вместе с тем, судами установлено, что спорный участок имеет статус "ранее учтенный", правообладатель отсутствует.
В силу части 4 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Согласно пункту 177 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки", при включении в ЕГРН сведений из государственного кадастра недвижимости сведениям со статусом "ранее учтенный" присваивается статус сведений "актуальные", за исключением случаев, предусмотренных пунктом 179 Порядка, а также сведений со статусом "ранее учтенный" в отношении земельных участков, учтенных в установленном порядке до 1 марта 2008, которым при отсутствии в реестре прав на недвижимость записи о праве на такой земельный участок, в том числе о его правообладателях, после соблюдения процедуры, предусмотренной пунктом 181 Порядка, присваивается статус записи "архивная".
Частью 3 статьи 70 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Как указано в преамбуле Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, в отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом о кадастре временный характер, часть 7 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Суды установили, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.10.2007, право собственности, ограничения прав или обременения объекта недвижимости также не зарегистрированы, сведения о земельном участке носят статус "актуальные, ранее учтенный". Согласно представленному в материалы дела акту осмотра на земельном участке отсутствуют строения и сооружения. Доказательств иного судам не представлено.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований или возражений.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 года по делу N А41-9057/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в преамбуле Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, в отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом о кадастре временный характер, часть 7 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2021 г. N Ф05-22276/21 по делу N А41-9057/2021