г. Москва |
|
6 октября 2021 г. |
Дело N А40-71300/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 06.10.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Колмаковой Н.Н., Кочергиной Е.В.
при участии в заседании:
от истца: Кондрашов Р.Е. по дов. от 01.10.2020
от ответчика: Кашина Л.А. по дов. от 23.12.2020
от третьего лица: Кашина Л.А. по дов. от 11.08.2021
рассмотрев 29.09.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение от 10.02.2021
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 15.06.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску ООО "Рембыттехника-98" к Департаменту городского имущества города Москвы третье лицо: Правительство Москвы о признании права на применение льготной ставки,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Рембыттехника-98" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании за Обществом права на применение льготной арендной ставки по договору аренды No 06-00830/2006 от 23.08.2006 в размере 3500 руб. за кв.м/год на период с 01.12.2015 по 31.12.2016, в размере 4 500 руб. за кв.м./год на период с 01.01.2017 по 08.08.2017, об обязании Департамент произвести перерасчет арендной платы и пеней по договору аренды No 06-00830/2006 от 23.08.2006 начиная с 01.12.2015 по 08.08.2017 исходя из ставки арендной платы 3500 и 4 500 руб. за 1 кв.м/год.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением суда от 10.02.2021 г. иск был удовлетворен частично: суд признал за ответчиком право на применение льготной арендной ставки по договору аренды N 06-00830/2006 от 23.08.2006 г. на период с 01.01.2017 г. по 08.08.2017 г. в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год; в удовлетворении остальной части иска суд отказал. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2021 оставлено в силе.
Департамента городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просили отменить судебные акты в части признания льготной ставки за период с 01.01.2017 по 08.08.2017, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неверное установление судами обстоятельств спора, в частности несоблюдения истцом процедуры обращения за предоставлением льготы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителей поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Также в судебном заседании присутствовал представитель третьего лица.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, ответчика и третьего лица, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами, правоотношения сторон возникли из договора аренды от 23.08.2006 N 06-00830/09, предметом которого является нежилое помещение площадью 147,64 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул. Загорьевская, д.25.
Договор заключен на срок до 30.06.2020 (в редакции дополнительного соглашения к договору) и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
В соответствии п. 2 дополнительного соглашения от 02.12.2015 г. ставка арендной платы по договору за 1 кв.м. в год установлена сторонами с 01.03.2016 г. в размере 9 524 рублей без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования помещением.
Истец обращался к ответчику по вопросу установления льготной ставки, на что ответчик отказал в признании права на применение льготной ставки и в перерасчете арендной платы.
Как следует из иска, общество является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем, на основании ст. 424 ГК РФ, пунктов 1.1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановления N 800-ПП), имеет право на применение льготной ставки арендной платы. Пункты 1, 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП в предыдущей редакции устанавливают действие п. 1 до 31.12.2018 г., в действующей редакции до 31.12.2019 г.
Признание за истцом права на применение ставки арендной платы за 1 кв. м. в год, в соответствии с положениями п. 1.1 и п. 5 Постановления N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается ответчиком в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Истец направил в адрес ответчика заявление о перерасчете арендной платы по Договору, исходя из размера минимальной ставки арендной платы.
В связи с тем, что ответчик в порядке досудебного урегулирования спора заявленные требования не исполнил, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении искового требования в части признании права на льготную ставку в размере 3500 руб. за период с 01.12.2015 г. по 31.12.2016 г., суд первой инстанции исходил из пропуска срока искового давности по заявлению ответчика, применительно к ст.ст. 196, 199, 200 ГК РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования в остальной части, исходил из того, что из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакциях, действующих с 01.01.2017 и с 01.01.2020, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, вправе претендовать на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в период с 21.10.2015 по 31.12.2016, в размере ставки арендной платы 3 500 руб. за 1 кв. м в год, и в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 в размере ставки арендной платы 4500 руб. за 1 кв. м в год.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа находит выводы судебных инстанций обоснованными.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 (ред. от 23.04.2014) "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается Правительством Москвы.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП); Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП); Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства" (далее - Постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП).
Согласно п. 2.4 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
В пункте 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (ред. от 24.02.2015) "О мерах имущественной предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" предусмотрено, что с 1 января 2014 г. предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Постановление N 800-ПП в редакции от 24.02.2015 г. не предусматривает обращения с заявлением в Межведомственную комиссию в случае, если субъект малого и среднего предпринимательства претендует на имущественную поддержку на основе п. 1.1 данного Постановления.
В соответствии с п. 5 Постановления N 800-ПП (в ред. от 24.02.2015 г.), пункты 1, 2 настоящего постановления действуют до 1 июля 2016 г.
В соответствии с п. 5 Постановления N 800-ПП (в ред. от 24.05.2016 г.), пункты 1, 2 настоящего постановления действуют до 31.12.2016 г.
Исходя из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 23.10.2020 N 305-ЭС20-4888 по делу N А40-180675/2018, льготная ставка предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек, не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП.
Согласно названному пункту критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Более того, только постановлением Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП и от 1 июля 2013 г. N 424-ПП" внесены соответствующие изменения в пункты 1 и 1(1) Постановления N 800-ПП.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона). Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209- ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135- ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:
- арендующим объекты площадью до 300 кв. м;
- арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена 16 раз.
При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки.
Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по декабрь 2016 года, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв. м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.
Такое обращение арендатор может также направить непосредственно в департамент (пункт 5.1 Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением N 424-ПП).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2014 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Как указывает ответчик, на основании ч. ч. 9 и 10 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по взаимному соглашению сторон с 02.12.2015 установлена ставка арендной платы за 1 кв. м в год равная 95 240 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
Данное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора аренды от 23.08.2006 N 06-0030/06, поскольку по условиям дополнительного соглашения от 02.12.2015 к договору аренды от 23.08.2006 N 06-0030/06 размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло.
Между тем, само по себе заключение обществом и Департаментом дополнительного соглашения к договору аренды от 23.08.2006 в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
Судами установлено, что в соответствии с Постановлением N 800-ПП Обществу не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, так как данный субъект малого предпринимательства подпадает к критериям пункта Постановления и к нему не предъявляются дополнительные требования, установленные пунктом 2.1 Постановления.
Как обоснованно установили суды, Департаментом и третьим лицом - Правительством Москвы не представлено доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период перестало отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
С учетом изложенного выводы судов, что применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, толкования содержания в совокупности норм Постановления N 800-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2016, и Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением N 424-ПП, а также буквального содержания Постановления N 800-ПП в редакции, вступившей в действие с 01.01.2017, разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды, являются обоснованными.
При этом, аналогичный правовой подход содержится в определениях Верховного суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года по делу N 305-ЭС20-7258, от 23.10.2020 по делу N 305-ЭС20-4888.
Таким образом, суды правомерно установили, что общество имеет право на применение ставки арендной платы в размере 4 500 рублей за 1 кв. м в год в период с 01.01.2017 г. по 08.08.2017 г. в размере 4 500 рублей.
Вывод судебных инстанций о том, что факт заключения договора купли-продажи арендованного помещения сам по себе не лишает автоматически права арендатора на применение льготной ставки арендной платы в спорный период, также является правомерным.
С учётом изложенного, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в обжалуемой части, поскольку доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку.
Судами были исследованы все обстоятельства дела, оснований для переоценки, у суда округа не имеется.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанций не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. При этом выводы суда об установленных обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемом в кассационном порядке судебном акте по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А40-71300/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как обоснованно установили суды, Департаментом и третьим лицом - Правительством Москвы не представлено доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период перестало отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
С учетом изложенного выводы судов, что применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, толкования содержания в совокупности норм Постановления N 800-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2016, и Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением N 424-ПП, а также буквального содержания Постановления N 800-ПП в редакции, вступившей в действие с 01.01.2017, разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды, являются обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2021 г. N Ф05-21925/21 по делу N А40-71300/2020