г. Москва |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А40-189492/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Горшковой М.П.,
судей Кочеткова А.А., Нечаева С.В.,
при участии в заседании: от истца - Морозов А.Ю. дов. N 93 от 28.12.2020, Паршин В.В. дов. N 90 от 28.12.2020; от ответчика - Журавлев С.М. председатель протокол N 34 от 27.06.2021, Астежева С.А. дов. от 27.10.2020; от третьих лиц - АО "ОЭК" Гордеев Е.А. дов. N 601/08 от 17.08.2021
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Ремонтно-строительное предприятие" на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2021 года, на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2021 года,
по иску Открытого акционерного общества "Ремонтно-строительное предприятие"
к Садоводческому некоммерческому товариществу "Янтарь"
третьи лица: Администрация поселения Кленовское, Голышев Павел Анатольевич, Захарова Ирина Георгиевна, Нелюдова Нина Васильевна, Солматин Виктор Михайлович, Травкин Максим Михайлович, Шушукина Ирина Павловна, Департамент городского имущества города Москвы, АО "Объединенная энергетическая компания"
о нечинении препятствий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ремонтно-строительное предприятие" (далее - ОАО "РСП", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу "Янтарь" (далее - СНТ "Янтарь", ответчик) об обязании не чинить препятствия в технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителей Голышева Павла Анатольевича, Захаровой Ирины Георгиевны, Нелюдовой Нины Васильевны, Солматина Виктора Михайловича, Травкина Максима Михайловича, Шушукиной Ирины Павловны.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация поселения Кленовское, Голышев Павел Анатольевич, Захарова Ирина Георгиевна, Нелюдова Нина Васильевна, Солматин Виктор Михайлович, Травкин Максим Михайлович, Шушукина Ирина Павловна, Департамент городского имущества города Москвы, АО "Объединенная энергетическая компания".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2021 года решение от 30 марта 2021 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ОАО "РСП" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Третьи лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
Ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу, в котором он не соглашается с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Возражения приобщены судом к материалам дела с учетом заблаговременности направления отзыва в адреса истца и третьих лиц.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель АО "ОЭК" поддержал доводы кассационной жалобы, дав пояснения, что сети СНТ "Янтарь" в АО "ОЭК" не переданы в установленном порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица АО "ОЭК", проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, истцу, как сетевой организации, от физических лиц (Голышева Павла Анатольевича, Захаровой Ирины Георгиевны, Нелюдовой Нины Васильевны, Солматина Виктора Михайловича, Травкина Максима Михайловича, Шушукиной Ирины Павловны) поступили заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: город Москва, п. Кленовское, территория СНТ "Янтарь", к электрическим сетям ОАО "РСП" с целью заключения в последующем прямых договоров с гарантирующим поставщиком АО "Мосэнергосбыт", на основании которых были заключены договоры об осуществлении технологического присоединения от 19.03.2020 N 0380; от 19.03.2020 N 0382 от 19.03.2020 N 0384; от 23.03.2020; от 16.07.2020 N 0817; от 27.01.2020 N0133, а также выданы технические условия, являющиеся неотъемлемой частью вышеуказанных договоров.
Истец указывает, что для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц необходимо строительство воздушных линий до границ земельных участков заявителей с учетом дополнительных работ по благоустройству через территорию земельного участка кадастровый номер 77:22:0030426:178, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истцом представлено разрешение Департамента городского имущества города Москвы на использование земельного участка кадастровый номер 77:22:0030426:178 для размещения на нем ВЛ-6 кВ, КРН-6 кВ, КТП-1x250 кВА, ВЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ до границ земельного участка заявителей с учетом дополнительных работ по благоустройству. Указанные документы приобщены апелляционным судом к материалам дела.
Истец ссылается на то, что 22.09.2020 в рамках исполнения договоров технологического присоединения от 16.07.2020 N 0817, от 19.03.2020 N 0382 бригадой электромонтеров ОАО "Ремонтно-строительное предприятие" осуществлялся выезд в СНТ "Янтарь" для установки узлов учета электроэнергии. При приезде на место, председатель СНТ "Янтарь" отказался пускать бригаду на территорию СНТ "Янтарь" (земельный участок кадастровый номер 77:22:0030426:178), о чем составлен акт о недопуске на территорию.
30.09.2020 в адрес СНТ "Янтарь" направлена претензия с требованием о нечинении препятствий в осуществлении технологического присоединения заявителей. Указанная претензия осталась без ответа.
Учитывая публичность предлагаемых ОАО "РСП" услуг, статус заявителей (физические лица), в связи с тем что, энергопринимающие устройства заявителей расположены в границах обособленной территории СНТ "Янтарь", так как строительство воздушной линии (ВЛ), трансформаторной подстанции (ТП), необходимых для осуществления технологического присоединения заявителей, будет осуществляться на территории СНТ "Янтарь", поскольку альтернативных (иных) вариантов подключения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям не существует, истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о нечинении препятствий в технологическом присоединении энергопринимающих устройств следующих заявителей: Голышева Павла Анатольевича, Захаровой Ирины Георгиевны, Нелюдовой Нины Васильевны, Солматина Виктора Михайловича, Травкина Максима Михайловича, Шушукиной Ирины Павловны.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 8, 330, 333, 539, 541, 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 16.3, 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия совокупности условий для удовлетворения иска об обязании не чинить препятствия к исполнению истцом условий публичного договора по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, нарушении заявителями установленного законом принципа однократного технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, а также отсутствии разрешения собственника на использование земельного участка кадастровый номер 77:22:0030426:178 для размещения на нем линий электропередач до границ земельных участков заявителей с учетом дополнительных работ по благоустройству.
Между тем судами не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Кроме того, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Сетевая организация обязана выполнить в отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих такому лицу на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 14 Правил N 861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется (пункт 2 (а) Правил N 861).
В соответствии с пунктом 8 (5) Правил N 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату (абзац 2 пункта 8 (5) Правил N 861).
В случае если ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств (абзац 3 пункта 8 (5) Правил N 861).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (абзац 4 пункта 8 (5) Правил N 861).
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (пункт 28 Правил N 861).
В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил N 861).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" в указанный перечень включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Судами установлено, что ОАО "РСП" является субъектом естественной монополии, зарегистрировано в реестре субъектов естественной монополии, N 50.1.1.15., приказ о включении от 04.05.2011 N 188-э.
В 2020 году от физических лиц (Голышев П.А., Захарова И.Г., Нелюдова Н.В., Соломатин В.М., Травкин М.М., Шушукина И.П.) в адрес ОАО "РСП" поступили заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Москва, п. Кленовское, территория СНТ "Янтарь" к электрическим сетям ОАО "РСП".
На основании данных заявок заключены договоры об осуществлении технологического присоединения от 19.03.2020 N 0380; от 19.03.2020 N 0382 от 19.03.2020 N 0384; от 23.03.2020; от 16.07.2020 N 0817; от 27.01.2020 N0133. Выданы технические условия, являющиеся неотъемлемой частью вышеуказанных Договоров.
Согласно техническим условиям ОАО "РСП" осуществляет проектирование и строительство: ВЛ-6 кВ, КРН-6 кВ, КТП-1x250 кВА, ВЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ до границ земельного участка заявителей с учетом дополнительных работ по благоустройству.
Из технических условий следует, что точкой присоединения является опора проектируемой ВЛ-0,4 кВ отходящей от секции РУ-0,4 кВ проектируемой КТП-1х250кВА.
Истец при реализации заключенных с третьими лицами (потребителями электроэнергии) договоров способом осуществления присоединения избрал присоединение объектов заявителей к своим сетям.
В силу части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Вывод судов, что все члены СНТ "Янтарь", обратившиеся с заявлениями к истцу, уже присоединены к сетям АО "ОЭК" и оплачивают именно этой организации поставленное электричество, не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что электросетевое хозяйство СНТ "Янтарь" входит (входило) в состав СНТ "Ворсино", а также что СНТ "Ворсино" передало по акту приема-передачи сети на баланс АО "ОЭК".
Делая выводы о принадлежности объектов электросетевого хозяйства СНТ "Ворсино", расположенных на территории СНТ "Янтарь", и подключении заявителей (третьих лиц по настоящему делу) к сетям СНТ "Ворсино", указанное лицо, к участию в деле не привлечено.
Судами не дана оценка доводам сетевой организации АО "ОЭК" о том, что в настоящее время Общество не является собственником электросетевых объектов, которые подлежат передаче по договору N 3822-УА-20 от 17.08.2020, в отсутствие подписанного акта приема-передачи; а надлежащее технологическое присоединение имеет СНТ "Ворсино", тогда как СНТ "Янтарь" не является собственником передаваемых объектов электросетевого хозяйства.
В связи с чем выводы судов о подключении заявителей являются преждевременными, в отсутствие в материалах дела доказательств о технологическом присоединении объектов СНТ "Янтарь" к СНТ "Ворсино", при закреплении 63 кВА установленной трансформаторной мощности за СНТ "Ворсино".
Поскольку в силу прямого указания норм, утвержденных Правилами N 861, для сетевой организации, электросетевые объекты которой с необходимым уровнем напряжения расположены на расстоянии не превышающем 300 м от границ участка заявителей, является обязательным заключение и исполнение договора об осуществлении технологического присоединения, судам необходимо установить надлежащую сетевую организацию или иного владельца объектов электросетевого хозяйства.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене, поскольку суды, устанавливая фактические обстоятельства по делу, не в полной мере исследовали имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, неправильно применили нормы материального права.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить представленные в дело доказательства, дать оценку всем доводам истца и с надлежащим применением закона принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2021 года по делу N А40-189492/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
М.П. Горшкова |
Судьи |
А.А. Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в силу прямого указания норм, утвержденных Правилами N 861, для сетевой организации, электросетевые объекты которой с необходимым уровнем напряжения расположены на расстоянии не превышающем 300 м от границ участка заявителей, является обязательным заключение и исполнение договора об осуществлении технологического присоединения, судам необходимо установить надлежащую сетевую организацию или иного владельца объектов электросетевого хозяйства.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене, поскольку суды, устанавливая фактические обстоятельства по делу, не в полной мере исследовали имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, неправильно применили нормы материального права.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2021 г. N Ф05-20785/21 по делу N А40-189492/2020
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20785/2021
17.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33378/2022
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20785/2021
11.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30893/2021
24.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-189492/20