г. Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А40-177996/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 14.10.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Агро-Комби" - Бухарева Д.Н. (представителя по доверенности от 01.03.2019), Козмина А.Г. (генерального директора по протоколу от 12.102018),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - извещено, представитель не явился,
от Департамента городского имущества города Москвы - Руденко М.В. (представителя по доверенности от 23.12.2020),
от Правительства Москвы - Руденко М.В. (представителя по доверенности от 22.12.2020),
рассмотрев 07.10.2021 в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 26.01.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19.04.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-177996/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро-Комби"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании отказа,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агро-Комби" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление, Управление Росреестра) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006002:1039, расположенный по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., вл. 300а, стр. 13, оформленном уведомлением N 77/011/225/2019-3529, 77/017/215/2019-482 от 07.02.2020; об обязании зарегистрировать право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006002:1039, расположенный по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., вл. 300а, стр. 13.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) и Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неполное их исследование.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель департамента и Правительства Москвы поддержал доводы кассационной жалобы, представители общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя управления.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, департамента, Правительства Москвы, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что уведомлением от 07.02.2020 N 77/011/225/2019-3529, 77/017/215/2019-482 отказано обществу в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006002:1039, расположенный по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., вл. 300а, стр. 13.
При этом суды указали, что основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права собственности общества на данный земельный участок явилось возникновение у государственного регистратора оснований "предполагать о произведенной реконструкции".
Не согласившись с полученным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению, в котором просило признать незаконными действия по отказу в государственной регистрации перехода права собственности на упомянутый земельный участок и обязать зарегистрировать право собственности общества на данный земельный участок.
Принимая решение о признании незаконными оспариваемых действий и обязывая управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем проведения государственной регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006002:1039, суд первой инстанции, и принимая постановление об оставлении решения суда без изменения, апелляционный суд, сослались на судебные акты по делам N А40-61352/2012, А40-250350/2017, и сочли, что обществом при обращении за государственной регистрацией полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
При этом суды указали, что правовая экспертиза, выполняемая государственным регистратором, не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Как отметили суды, отказ в государственной регистрации права не может быть основан на сомнениях регистрирующего органа в статусе объекта недвижимого имущества, имеющих предположительный характер о тех или иных обстоятельствах (самовольности постройки) в отсутствие предусмотренного законодательством документального подтверждения.
Исходя из этого суды пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на упомянутый земельный участок.
Как указали суды, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон) одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
Между тем судебные акты по делам N А40-61352/2012, А40-250350/2017 не могли рассматриваться в качестве таких судебных актов.
Вступившим в законную силу решением от 08.05.2013 по делу N А40-61352/2012 Арбитражный суд города Москвы по заявлению общества признал незаконным решение органа государственной власти об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006002:1039 и обязал департамент принять решение о предоставлении в собственность общества данного земельного участка подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи этого земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2018 по делу N А40-250350/2017 разрешен возникший между обществом и департаментом спор по условиям заключаемого договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006002:1039.
Данные судебные акты не обязывали управление Росреестра зарегистрировать право собственности общества на рассматриваемый земельный участок. Управление не привлекалось к участию в названных делах.
Пунктом 1 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
По доводам жалобы, общество обратилось в управление с заявлением от 26.04.2019 N 77/011/255/2019-3529 о регистрации права (перехода) собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:09:60006002:1039, расположенный по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., вл. 300а, стр.13.
В материалы регистрационного дела представлен договор купли-продажи земельного участка от 19.04.2019 N М-09-С02328, согласно которому департамент (продавец) передал в собственность общества (покупатель) земельный участок с кадастровым номером 77:0960006002:1039.
Тем самым, по доводам управления, в качестве основания для государственной регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006002:1039 был представлен договор купли-продажи 2019 года (а не указанные судебные акты).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Тем самым, как правомерно указывает управление, государственный регистратор обязан был провести правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
Частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Согласно той же части статьи 21 Закона указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
Согласно части 7 статьи 1 Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН включает реестр объектов недвижимости и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.
По доводам управления, при проверке представленного обществом на государственную регистрацию договора купли-продажи государственным регистратором было выявлено его несоответствие сведениям кадастра недвижимости.
Управление утверждает, что согласно пункту 1.4 данного договора общество как его сторона и покупатель земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006002:1039 является собственником здания по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., д. 300а, стр.13, общей площадью 2091,2 кв. м., с кадастровым номером 77:09:0006002:1708.
Однако, по объяснениям управления, кадастр недвижимости содержит информацию об ином объекте - здании с кадастровым номером 77:09:0006002:1216 общей площадью 2 981,6 кв. м., этажность 1, расположенном на земельном участке кадастровым номером 77:09:0006002:1039. При этом в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах на это здание.
В связи с этим, как указывает управление, государственная регистрация была приостановлена на основании статьи 226 Закона о регистрации, о чем было принято уведомление от 14.05.2019. Этим уведомлением обществу были сообщены изложенные обстоятельства и предложено устранить замечания.
Кроме того, по доводам управления, государственным регистратором был направлен запрос в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - инспекция) по вопросу об использовании земельного участка с кадастровым номером 77:0960006002:1039 по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., д. 300а, стр. 13.
Как утверждает управление, по результатам рассмотрения запроса инспекция письмом от 14.10.2019 N гин-исх-37051/19 сообщила о том, что в результате реконструкции здания и возведения нового в границах существующего здания, площадь здания увеличилась за счет увеличения первого этажа и надстройки антресоли первого этажа. Земельный участок с кадастровым номером 77:0960006002:1039 для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся. Разрешение на строительство (реконструкцию) и на ввод объекта в эксплуатации не оформлялось
Кроме того, по доводам управления, этим письмом инспекция также сообщила о том, здание включено в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Исходя из таких обстоятельств управление уведомлением от 07.02.2020 N 77/011/225/2019-3529, 77/017/215/2019-482 отказало обществу в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006002:1039.
Тем самым, как следует из заявленных доводов, в рассматриваемом случае идет речь не столько о сомнениях регистрирующего органа в статусе объекта недвижимого имущества, сколько о противоречии представленного на государственную регистрацию договора купли-продажи земельного участка сведениям ЕГРН, недостоверности, содержащихся в договоре сведений.
Общество в суде кассационной инстанции затруднилось пояснить, представлялись ли управлению в соответствии с уведомлением от 14.05.2019 о приостановлении государственной регистрации какие-либо документы и сведения, устраняющие данное противоречие.
По объяснениям общества, здание, расположенное на земельном участке, заявленном к государственной регистрации права, действительно, имеет иные технические характеристики, подверглось реконструкции в отсутствие разрешительной документации.
Исходя из этого общество по делу N А40-203464/2018 обратилось в арбитражный суд с требованием о признании права собственности общества на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 300А, стр. 13, общей площадью 2 981,6 кв. м. на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0006002:1039. Решение суда по данному делу не вступило в законную силу.
Что касается судебных актов по делам N А40-61352/2012, А40-250350/2017, в которых управление Росреестра не участвовало, то в них не содержится каких-либо упоминаний о здании с кадастровым номером 77:09:0006002:1216 общей площадью 2 981,6 кв. м. По объяснениям, как департамента, так и общества, о данном обстоятельстве судам не сообщалось, в связи с чем суды не рассматривали вопрос о расположении на земельном участке с кадастровым номером 77:09:60006002:1039 объекта самовольного строительства.
Вывод судов по настоящему делу о том, что сомнения регистрирующего органа в статусе объекта недвижимого имущества, имеющих предположительный характер о тех или иных обстоятельствах, не могли выступать основанием для отказа в государственной регистрации, сделан без исследования доводов управления и представленных в материалы дела документов. При этом суды, указывая на необоснованность таких сомнений регистрирующего органа, не проверили утверждение управления, заявленное со ссылкой на представленные в дело документы, о том, что право общество на здание с кадастровым номером 77:09:0006002:1216 общей площадью 2 981,6 кв. м., этажность 1, расположенном на земельном участке кадастровым номером 77:09:0006002:1039, вообще не зарегистрировано в ЕГРН.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы права. При этом суду предлагается проверить оспариваемые действия управления на соответствие их закону исходя из обстоятельств, которые существовали на дату принятия решения об отказе в государственной регистрации от 07.02.2020 N 77/011/225/2019-3529, 77/017/215/2019-482, содержания данного решения, документов, представленных на государственную регистрацию, иных документов, которыми должен был располагать государственный регистратор, сведений ЕГРН.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по делу N А40-177996/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2018 по делу N А40-250350/2017 разрешен возникший между обществом и департаментом спор по условиям заключаемого договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006002:1039.
...
Как утверждает управление, по результатам рассмотрения запроса инспекция письмом от 14.10.2019 N гин-исх-37051/19 сообщила о том, что в результате реконструкции здания и возведения нового в границах существующего здания, площадь здания увеличилась за счет увеличения первого этажа и надстройки антресоли первого этажа. Земельный участок с кадастровым номером 77:0960006002:1039 для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся. Разрешение на строительство (реконструкцию) и на ввод объекта в эксплуатации не оформлялось
Кроме того, по доводам управления, этим письмом инспекция также сообщила о том, здание включено в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2021 г. N Ф05-18467/21 по делу N А40-177996/2020