город Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А40-85376/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Бучнева Е.А., доверенность от 18.03.2021;
от заинтересованных лиц: от Минобороны России: Ефимов А.С., доверенность от 20.11.2020; от ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России: Данилов В.А., доверенность от 27.07.2021; от ФКУ "УУЛХИП" Минобороны России: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 07 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Минобороны России
на решение от 04 марта 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 15 июня 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-85376/20
по заявлению АО "Мособлэнерго"
об оспаривании бездействия
к Минобороны России, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ФКУ "УУЛХИП" Минобороны России,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", ТУ Росимущества в Московской области, Фатыхов Д.М., Цыганов В.Б., Килов С.Г.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минобороны России, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и ФКУ "УУЛХИП" Минобороны России о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче обществу разрешения на размещение объекта электросетевого хозяйства (ЛЭП-0,4 кВ) на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0000000:51662 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", ТУ Росимущества в Московской области, Фатыхов Д.М., Цыганов В.Б. и Килов С.Г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в невыдаче АО "Мособлэнерго" разрешения на размещение объекта электросетевого хозяйства (ЛЭП-0,4кВ) на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0000000:51662, в границах с координатами:
Имя точки |
Хт |
Ym |
Цирекцион. угол |
Sm |
:ЗУ1 |
|
|
||
1 |
449092,90 |
1344963,87 |
|
|
186°54,7' |
1,99 |
|||
2 |
449090,92 |
1344963,63 |
||
276°39,5' |
70,64 |
|||
3 |
449099,11 |
1344893,47 |
||
298°35,8' |
40,49 |
|||
4 |
449118,49 |
1344857,92 |
||
280°2,1' |
26, 45 |
|||
5 |
449123,10 |
1344831,87 |
||
233°44,8' |
350,82 |
|||
6 |
448915,64 |
1344548,96 |
||
323°55,8' |
2,00 |
|||
7 |
448917,26 |
1344547,78 |
||
53°44,9' |
351,68 |
|||
8 |
449125,22 |
1344831,38 |
||
100°1,5' |
27,63 |
|||
9 |
449120,41 |
1344858,59 |
||
118°36,4' |
40,44 |
|||
10 |
449101,05 |
1344894,09 |
||
96°39,7' |
70,25 |
|||
1 |
449092,90 |
1344963,87 |
||
|
|
На Минобороны России возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "Мособлэнерго" путем выдачи в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу разрешения на размещение объекта электросетевого хозяйства (ЛЭП-0,4кВ) согласно ситуационному плану и техническому заданию от 28.01.2019 5171/18 на земельном участке с кадастровым 50:26:0000000:51662 в границах с указанными координатами.
В удовлетворении ходатайства ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта Наро-Фоминского городского суда Московской области отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - ФКУ "УУЛХИП" Минобороны России и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованных лиц - Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество заключило с Фатыховым Д.М., Цыгановым В.Б. и Киловым С.Г. договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных на участках по адресам:
- 143370, Московская область, Наро-Фоминский район, р.п. Калининец, высоковольтная линия, кадастровый номер 50:26:0210107:118, заявитель - Фатыхов Д.М. (договор от 22.09.2018 N 1817459/НФ);
- 143370, Московская область, Наро-Фоминский район, р.п. Калининец, высоковольтная линия, кадастровый номер 50:26:0210107:48, заявитель Цыганов В.Б. (договор от 01.10.2018 N 1818733/НФ);
- 143370, Московская область, Наро-Фоминский район, р.п. Калининец, высоковольтная линия, кадастровый номер 50:26:0210107:60, заявитель Килов С.Г. (договор от 28.01.2019 N 1818638/НФ).
В целях исполнения обязательств сетевой организации по договорам, предусмотренных пунктом 6 договоров и пунктом 10 технических условий к договорам, необходимо осуществить строительство ЛЭП-0,4 кВ до границ участка заявителей. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.12.2019 земельный участок с кадастровым номером 50:26:0000000:51662, по которому должна проходить трасса ЛЭП-0,4 кВ до границ участков заявителей технологического присоединения, является собственностью Российской Федерации, правообладатель на праве постоянного бессрочного пользования - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с разработкой плана трассы объекта согласно схеме границ земельного участка на кадастровом плане территории границы испрашиваемого земельного участка расположены в Московской области, Наро-Фоминском районе, п. Калининец, высоковольтная линия, в границах кадастрового квартала N 50:26:0140305, 50:26:0210107 земель Минобороны России.
В целях получения разрешения на размещение линии электропередачи 0,4 кВ на земельном участке правообладателя для реализации мероприятий технологического присоединения заявителей по вышеуказанным договорам общество направило обращения о разрешении размещения линии электропередачи 0,4 кВ по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, п. Калининец, высоковольтная линия, с приложением технического задания 5171/18, ситуационного плана и схемы границ 03.10.2019 (исх. N 02/3453, от 07.10.2019 вх. N 17782), 18.11.2019 (исх. N 02/4007, от 19.11.2019 вх. N 21262), 12.02.2020 (исх. N 02/468, от 13.02.2020 вх. N 2855нс) в адрес ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, 23.03.2020 в адрес Минобороны России.
Согласно представленным ответам ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России земельные участки заявителей расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:51662, состоящего на его учете, однако в связи с необходимостью выяснения обстоятельств формирования земельных участков заявителей в согласовании размещения ЛЭП-0,4 кВ отказано.
На обращение общества от 20.03.2020 N 10-2583/20 Минобороны России представило ответ от 15.04.2020 N 141/11483, в соответствии с которым отказало обществу в разрешении на размещение линии электропередачи 0,4 кВ и указало на возможность заключения соглашения об установлении сервитута с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а также выразило сомнения в законности изъятия земельных участков заявителей под садовые участки.
В итоге, вышеуказанные обращения общества остались без удовлетворения.
Не согласившись с выводом Минобороны России, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании бездействия незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Деятельность по осуществлению технологического присоединения регламентирована Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 16.3 Правил N 861 (в редакции, действующей на дату заключения договора), сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно положениям Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правил N 861, заключение такого вида договоров является обязательным для сетевой организации и уклонение либо отказ от его исполнения сетевой организацией не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
В пункте 5 Перечня N 1300 указаны линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Суды указали, что в соответствии с Перечнем N 1300 к видам объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ.
Таким образом, суды правомерно отметили, что законодательством предусмотрена возможность размещения ЛЭП-0,4 кВ без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута утверждены постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 (далее - Порядок).
Согласно Порядку, размещение объектов, указанных в Перечне N 1300, на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган).
Основания для отказа в выдаче разрешения исчерпывающе перечислены в пункте 8 Порядка.
Суды обоснованно отметили, что ответы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России не содержат ссылки на конкретное основание для принятия решения об отказе из состава предусмотренных законодательством, в связи с чем суды обоснованно заключили, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России несостоятельно уклоняются от выдачи обществу разрешения на размещение ЛЭП-0,4 кВ.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что вопреки доводам Минобороны России о наличии в решении суда первой инстанции правовой неопределенности судом первой инстанции установлено, что обществом оспаривается бездействие Минобороны России, а не его решение в отказе в предоставлении сервитута, не совершая действий по принятию решения по заявлению общества, Минобороны России тем самым бездействовало.
Суды правомерно заключили, что указанное нарушает законные интересы общества по следующим причинам.
Суды правомерно отметили, что общество заключило договоры, которые в силу пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике являются для нее публичными (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 Правил N 861, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Сетевая организация обязана выполнить в отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих такому лицу на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, мероприятия по технологическому присоединению.
Суды обоснованно отметили, что получение разрешения на размещение объекта необходимо в целях, законодательно обязательных к исполнению договоров, отказ в выдаче разрешения на размещения объекта препятствует исполнению обязательств обществом по договорам.
Суды констатировали, что ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России в суде первой инстанции представлялось ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта Наро-Фоминского городского суда Московской области, при этом номер дела не указан. В обоснование данного ходатайства указано, что 12.02.2021 ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России подано исковое заявление об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, при этом доказательств возбуждения производства по делу суду не представлено, кроме того, у суда отсутствовала возможность сопоставить основание и предмет заявленных требований.
Доводы Минобороны России о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта Наро-Фоминского городского суда Московской области правомерно отклонены апелляционным судом, поскольку возбуждение самостоятельных производств об оспаривании правомерности владения земельными участками само по себе не означает невозможности рассмотрения дела о признании незаконным бездействия уполномоченного органа и устранения допущенного нарушения, не препятствует рассмотрению по существу, в силу чего не влечет приостановления производства по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод Минобороны России об отсутствии его согласия и подведомственных организаций на изъятие земельных участков Фатыхова Д.М., Цыганова В.Б. и Килова С.Г. правомерно признан судами несостоятельным, поскольку не может подвергнуть сомнению документы с государственной регистрации их права собственности в силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, бездействие ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России не соответствует требованиям законодательства, и при этом указанное препятствует обществу в исполнении обязанности по электрификации участков заявителей в рамках договоров, то есть нарушает права и интересы общества.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2021 года по делу N А40-85376/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 Правил N 861, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Сетевая организация обязана выполнить в отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих такому лицу на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, мероприятия по технологическому присоединению.
...
Довод Минобороны России об отсутствии его согласия и подведомственных организаций на изъятие земельных участков Фатыхова Д.М., Цыганова В.Б. и Килова С.Г. правомерно признан судами несостоятельным, поскольку не может подвергнуть сомнению документы с государственной регистрации их права собственности в силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2021 г. N Ф05-23638/21 по делу N А40-85376/2020