г. Москва |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А41-72963/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Кочеткова А.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Гукова С.В., дов. от 22.09.2020
от ответчика: Кириллов О.С., дов. от 30.12.2020
от третьего лица: Кириллов О.С., дов. от 03.09.2021
рассмотрев 14 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального агентства воздушного транспорта
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2021года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 06 июля 2021 года,
принятые по иску АО "ЦДС"
к Федеральному агентству воздушного транспорта
о внесении изменений в государственные контракты,
третье лицо: ФГУП "АГА (А)",
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен АО "ЦДС" к Федеральному агентству воздушного транспорта внесении изменений в государственный контракт от 28 ноября 2019 года N 0373100090918000073 в Календарный график выполнения работ (Приложение N 2 к контракту), в части сроков выполнения работ на объекте "Реконструкция аэропортового комплекса "Баландино" (г. Челябинск)" и в государственный контракт N 0373100090919000004 от 22 февраля 2019 года в Календарный график выполнения работ (Приложение N 2 к контракту), в части сроков выполнения работ на объекте "Реконструкция аэропортового комплекса "Баландино" (г. Челябинск) II этап строительства" изложив п. 12.1. вышеуказанных контрактов в новой редакции: "Начальный и конечный сроки выполнения работ по контактам, а также промежуточные сроки выполнения этапов работ определяются Календарными графиками выполнения работ (Приложение N 2 к контрактам в новой редакции). Срок выполнения Подрядчиком работ на объектах установить до 30 ноября 2020 года.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "АГА (А)".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Федеральное агентство воздушного транспорта обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между АО "ЦДС" (подрядчик) и Федеральным агентством воздушного транспорта в лице ФГУП "АГА (А)" (государственный заказчик) были заключены Государственный контракт от 28 ноября 2018 года N 0373100090918000073 и Государственный контракт от 22 февраля 2019 года N0373100090919000004.
Письмом от 24 июля 2020 года N 953/20 АО "ЦДС" направило в адрес государственного заказчика на рассмотрение Дополнительное соглашение к государственному контракту от 28 ноября 2018 года N 0373100090918000073 и Дополнительное соглашение от 22 февраля 2019 года к государственному контракту N 0373100090919000004 о переносе сроков выполнения обязательств по государственным контрактам до 30 ноября 2020 года (с приложением календарных графиков).
Согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2019 года N 1659-р (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 214-р) АО "ЦДС" является единственным исполнителем осуществляемых Росавиацией в 2020году закупок работ и услуг по реконструкции аэропорта Челябинск (Баландино), предельный срок, на который заключаются государственные контракты на закупку работ и услуг, до 31 декабря 2020 года.
До настоящего времени государственный заказчик не подписал указанные дополнительные соглашения о дате продления контрактов до 30 ноября 2020 года и не направил в адрес АО "ЦДС" мотивированный отказ от заключения дополнительных соглашений.
Между Федеральным агентством воздушного транспорта и АО "ЦДС" 29 апреля 2020 года заключены дополнительные соглашения N 26 к государственному контракту N 0373100090918000073 от 28 ноября 2018 года и N 15 к государственному контракту N 0373100090919000004 от 22 февраля 2019 года, которыми стороны дополнили пункт 16.1 форс-мажорными обстоятельствами, связанными с распространением в Российской Федерации коронавирусной инфекцией, и предусмотрели, что срок исполнения обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого такие обстоятельства действовали, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.
Истец указал, что субподрядные организации АО "ЦДС" на объектах неоднократно информировали о невозможности выполнения работ в связи с эпидемиологической ситуацией ввиду введенного режима повышенной готовности на территории субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 29.2 и 29.3. государственного контракта N 0373100090919000004 от 22 февраля 2019 года и государственного контракта N 0373100090918000073 от 28 ноября 2018 года, истец направил в адрес ответчика и третьего лица досудебные претензии от 15 октября 2020 года N 1381/20, с приложением сопроводительного письма от 24 июля 2020 года N 953/20 и дополнительных соглашений о продлении сроков выполнения работ по указанным контрактам до 30 ноября 2020 года.
В адрес ФГУП "АГА (А)" и Федерального агентства воздушного транспорта 24 июля 2020 года были направлены с сопроводительным письмом от 24 июля 2020 года N 953/20 дополнительные соглашения к государственному контракту от 22 февраля 2019 года N 0373100090919000004 с календарным графиком (окончанием работ до 30 ноября 2020 года) и дополнительное соглашение к государственному контракту от 22 февраля 2019 года N 0373100090919000004 с календарным графиком (окончанием работ до 30 ноября 2020 года).
Письмом от 24 ноября 2020 года N 12398 ответчик сообщил истцу об отсутствии возможности заключения дополнительных соглашений к рассматриваемым государственным контрактам.
Истец, ссылаясь на тот факт, что не имеется возможности завершить работы по контракту по независящим от него причинами, ввиду чего внесение изменений в контракт в части сроков выполнения работ необходимо, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 421, 450, 451 ГК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 294, Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении иска, поскольку с учетом того, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе изменить условия исполнения заключенного контракта, в том числе срок исполнения контракта.
Ссылки ответчика на отсутствие решения Правительства Российской Федерации о продлении срока выполнения работ по государственным контрактам на строительство объектов аэродромной инфраструктуры (с конкретным перечнем таких государственных контрактов), в связи распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Однако, действие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) продлевалось.
Судами установлено, что в Распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 N 146-рп вносились многочисленные изменения.
Распоряжением Правительства Челябинской области от 06.05.2020 N 288-рп пункт 18 Распоряжения от 18.03.2020 N 146-рп дополнен пунктом 4 следующего содержания: обязать граждан с 12 мая 2020 года и до особого распоряжения использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (на всех объектах розничной торговли, в аптеках, банках, парикмахерских, медицинских организациях, общественном транспорте, включая такси, на всех предприятиях и в учреждениях, продолжающих свою работу, и других).
В соответствии с пунктом 1 Распоряжения Правительства Челябинской области от 16.04.2020 N 239-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 N 46-рп" гражданам, прибывающим на территорию Челябинской области из городов Москва, Санкт-Петербург и Московской области воздушным и железнодорожным транспортом: обеспечить на срок 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Челябинской области режим изоляции по месту жительства (месту пребывания).
О данном распоряжении истец уведомлял заказчика письмом от 28.04.2020 N 488/20.
Режим ограничительных мер, согласно Распоряжению Правительства Челябинской области от 07.08.2020 N 599-рп "О внесении изменений в Распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 N146-рп" сохранялся до 23 августа 2020 года.
Вышеизложенное подтверждается письмом субподрядчика (ООО "АвиаСпецМонтаж"), а также уведомлением ГУ МВД России по Челябинской области от 04 мая 2020 года, о наложении административных мер по части 2 статьи 6.3. КоАП РФ "О нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения".
После заключения государственного контракта произошло существенное изменение обстоятельств, касающееся изменения продолжительности строительства объектов, рассчитанной в проектной документации, а также наличием в Российской Федерации сложной эпидемиологической обстановкой, на территории Российской Федерации был объявлен карантин.
Кроме того, условиями контрактов предусмотрено что Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение принятых обязательств, если оно явилось следствием указанных ниже обстоятельств непреодолимой силы и если эти обстоятельства повлияли на их исполнение (далее - Форс-мажор):
а) военные действия;
б) восстание или гражданская война;
в) радиоактивное излучение на месте проведения работ, превышающее нормы, установленные компетентными органами государственной власти Российской Федерации;
г) обстоятельства непреодолимой силы природного характера (стихийные бедствия природного характера и вызванные ими пожар, наводнение, землетрясение);
д) принятие органами государственной власти Российской Федерации решений, препятствующих исполнению Сторонами обязательств, принятых на себя в соответствии с условиями Контракта.
При этом срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами (п. 16.1).
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2021года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2021 года по делу N А41-72963/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 421, 450, 451 ГК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 294, Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении иска, поскольку с учетом того, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе изменить условия исполнения заключенного контракта, в том числе срок исполнения контракта.
...
Режим ограничительных мер, согласно Распоряжению Правительства Челябинской области от 07.08.2020 N 599-рп "О внесении изменений в Распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 N146-рп" сохранялся до 23 августа 2020 года.
Вышеизложенное подтверждается письмом субподрядчика (ООО "АвиаСпецМонтаж"), а также уведомлением ГУ МВД России по Челябинской области от 04 мая 2020 года, о наложении административных мер по части 2 статьи 6.3. КоАП РФ "О нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 октября 2021 г. N Ф05-25239/21 по делу N А41-72963/2020