город Москва |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А40-212500/20-130-1390 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Орто Медикл Групп": Малышкиной Н.А. (дов. N 4 от 14.10.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московской областной таможни: Петровой А.С. (дов. N 61-20/166 от 06.09.2021 г.);
рассмотрев 20 октября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2021 2021 г.
по делу N А40-212500/20-130-1390
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орто Медикл Групп"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Орто Медикл Групп" (далее - ООО "Орто Медикл Групп", общество, заявитель) на территорию Российской Федерации ввезены медицинские изделия (КОД ОКПД2 32.50.22.150): обувь ортопедическая для взрослых готовая малосложная женская сандалии с длиной стельки 24 см и более на подошве из пластмассы с верхом из пластмассы, изготовитель Рехард Технолоджис ГМБХ Германия и обувь ортопедическая для взрослых готовая малосложная женская - сандалии с союзкой из ремешков длиной стельки 24 см и более на подошве из пластмассы с верхом из пластмассы, изготовитель Рехар Технолоджис ГМБХ Германия по таможенным декларациям (далее - ТД, декларации) N 10013160/070220/0057162 (товар N 4, 5) и N 10013160/200220/0086046 (товары N 4, 5, 8, 9) соответственно.
На добавочных листах к декларациям в разделах, описывающих товар, указаны наименования изделия ALEXANDRA артикул 11.46.01.1, 11.46.02.1; ALINA артикул 7.60.2.50.1; ELENA артикул 11.43.08.1; NORFOLK артикул 11.47.50.1; PORTO артикул 7.113.2.01.1, 7.113.2.92.1; VARVARA артикул 11.44.09.1; GERT артикул 11.49.03.1; VEGAS артикул 21.23.09.1; ADEN артикул 7.48.2.09.1 в ассортименте размерного ряда и цветового исполнения.
Регистрационное удостоверение от 16 сентября 2019 г. N ФСЗ 2011/09720, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, подтверждает, что "Обувь ортопедическая готовая: 1. Обувь ортопедическая для взрослых: Сандалии: Арт. 7.113.2.**.+, 7.60.2.**.+, 11.43.**.+, 11.44.**.н 11.46.**.+, 11.47.**.+, 11.49.**.+; 2. Обувь ортопедическая для детей: Сандалии: Арт. 21.23.**.+, 7.48.2.**.+ является медицинским изделием и допущено к обращению на территории России.
Декларация о соответствии РОСС RU fl-DE.HA38.B.00203/19 от 05 ноября 2019 г. подтверждает надлежащее качество изделия.
28 июля 2020 г. общество обратилось в Московскую областную таможню (далее - таможенный орган) о внесении изменений в декларации N 10013160/070220/0057162 и N 10013160/200220/0086046 с корректировками к указанным декларациям с целью возврата сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на общую сумму 2 363 736,56 руб., в порядке, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
В комплекте документов, приложенных к заявлениям, имелись документы, подтверждающие факт излишней уплаты НДС.
14 августа 2020 г. Московской областной таможней было принято решение об отказе в запрашиваемых действиях по ТД N 10013160/070220/0057162 и N 10013160/200220/0086046 с указанием на необходимость предоставления мотивированного обращения и комплекта документов, подтверждающих необходимость внесения изменений.
11 сентября 2020 г. общество повторно направило в таможенный орган заявление (исх. N 15 от 27 августа 2020 г.) с мотивировкой и соответствующими приложениями.
Указанное заявление было получено Московской областной таможней 16 сентября 2020 г. (почтовый идентификатор 10758951003263).
В срок, установленный законодательством, таможенный орган не осуществил возврат уплаченного заявителем налога.
Мотивированный ответ от таможенного органа в адрес общества не поступил.
Считая свои права нарушенными, ООО "Орто Медикл Групп" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне о признании незаконным решения от 14 августа 2020 г. по ТД N 10013160/200220/0086046 и N 10013160/070220/0057162 и об обязании Московскую областную таможню возвратить таможенные платежи в размере 2 363 736 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Московской областной таможни от 14 августа 2020 г. по ТД N 10013160/200220/0086046 и N 10013160/070220/0057162. Суд обязал Московскую областную таможню в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Орто Медикл Групп" в установленном законом порядке, путем возврата излишне взысканных денежных средств в размере 2 363 736 руб. 56 коп. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Московская областная таможня просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношение, указывая на то, что оспариваемое решение соответствует требованиям таможенного законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Орто Медикл Групп" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Московской областной таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Орто Медикл Групп" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Из части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость", осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия.
Указанным Постановлением утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В пункте 45 Перечня в разделе IV "Протезно-ортопедические изделия" указаны "обувь ортопедическая (сложная и малосложная)".
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ввезенный обществом спорный товар является медицинским изделием, ввоз которых освобожден от НДС, в то время как обществом уплачен НДС в размере 20%.
При этом судами принято во внимание, что обществом был представлен полный комплект документов, подтверждающий факт излишней уплаты НДС для принятия таможенным решения по возврату таможенных платежей в заявленном размере.
Судами также сделан вывод о том, что ввезенный товар - малосложная ортопедическая обувь, используемая для профилактики реабилитации инвалидности, должна классифицироваться по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 9021.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2021 г. по делу N А40-212500/20-130-1390 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
...
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость", осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2021 г. по делу N А40-212500/20-130-1390 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2021 г. N Ф05-20285/21 по делу N А40-212500/2020