город Москва |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А40-215807/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кунин Л.Э., доверенность от 01.04.2021;
от заинтересованного лица: Петрова А.С., доверенность от 06.09.2021;
рассмотрев 20 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Московской областной таможни
на решение от 03 февраля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 10 июня 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-215807/20
по заявлению ООО КШТЭ ВОСТОК
об оспаривании решения
к Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО КШТЭ ВОСТОК (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 12.10.2020 N 18-06/26820 об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и таможенных пошлин по декларации на товары (далее - ДТ) N 10013160/111119/0472202 и о возложении обязанности возвратить излишне уплаченный НДС по ДТ N 10013160/111119/0472202 в размере 2.253.187,77 руб. и излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 454.940,11 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская областная таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по ДТ N 10013160/111119/0472202 медицинские изделия (далее - товары).
Выпуск товаров осуществлен 11.11.2019. Ввезенные товары включены в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042).
Вместе с тем, при декларировании товаров таможенным представителем данная преференция (освобождение от НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации) не заявлена, кроме того, по ряду товарных позиций неверно указаны коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), в связи с их неправильной классификацией таможенным представителем, что привело к излишней уплате таможенных пошлин и НДС.
В связи с вышеуказанным обществом инициировано внесение изменений в ДТ после выпуска товаров путем представления в таможенный орган мотивированного письменного обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров с приложением надлежащим образом заполненной корректировочной декларации на товары (далее - КДТ) и ее электронной копии; документов, обосновывающих и подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, указанные в ДТ; документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, в соответствии с Порядком внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289, Решение N 289).
Обществом 28.09.2020 на Московский областной таможенный пост (ЦЭД) представлены обращения декларанта (от 28.09.2020 исх. N 253) с приложением КДТ и ее электронного вида на USB-флеш-накопителе и документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ в полном соответствии требованиям пункта 12 Порядка N 289.
Факт получения таможенным постом 07.10.2020 указанных документов и USB-флеш-накопителя с электронным видом КДТ подтверждается описью вложения и отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11511448032004, распечатанными с официального сайта АО "Почта России".
Общество в соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) 06.12.2019, то есть после направления обращений с КДТ на таможенный пост, направило в таможню заявления (от 26.11.2019 исх. N 374, N 368, N 370, N 372, N 366) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Заявления о возврате таможенных платежей зарегистрированы таможней 08.10.2020.
В подтверждение обоснованности вносимых изменений в коды ТН ВЭД ЕАЭС, и, как следствие, изменения размера уплаченных таможенных пошлин, а также в качестве подтверждающих право на применение льготы по НДС документов, обществом к заявлениям приложены все необходимые документы, а именно: документы, подтверждающие факт излишней уплаты НДС и таможенных пошлин - надлежащим образом заполненная КДТ и ее электронная копия; регистрационные удостоверения на медицинские изделия; декларации о соответствии; документы, подтверждающие уплату таможенных платежей; регистрационные документы общества; документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление; нотариально заверенный оригинал карточки с образцами подписей и оттиска печати; иные установленные законодательством документы.
Письмом от 12.10.2020 N 18-06/26820 "О направлении информации", полученным обществом 19.10.2020 (вх. N 266), таможня уведомила общество о принятом решении об отказе во внесении изменений и/или дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10013160/111 119/0472202 на основании пункта 18 Порядка N 289 в связи с невыполнением требований, предусмотренных пунктом 13 Порядка N 289, а именно: отсутствием обоснования необходимости внесения изменений (дополнений) в ДТ.
В частности, на странице 2 в абзаце 4 отказа указано следующее: "поскольку в обращении отсутствует обоснование вносимых изменений на основании положений ТН ВЭД ЕАЭС, отсутствуют конкретные наименования и характеристики товаров, образующие классификационные признаки, либо иные сведения о товарах помимо заявленных при декларировании товаров, то основания для изменения кодов ТН ВЭД ЕАЭС по ДТ в обращении общества отсутствуют".
Также обществом 14.10.2020 получено письмо Московского областного таможенного поста (ЦЭД) от 08.10.2020 N 56-12/2050 "О направлении информации", которым обществу отказано во внесении изменений в ДТ N 10013160/111119/0472202 в связи с непредоставлением на Московский областной таможенный пост (ЦЭД) надлежащим образом заполненной КДТ в электронном виде.
Общество, учитывая изложенные обстоятельства, не согласившись с решениями таможенного органа, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Пунктом 4 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.
При этом форма корректировки декларации на товары, структура и формат корректировки декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида корректировки декларации на товары на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией.
Согласно пункту 5 статьи 112 ТК ЕАЭС, подача корректировки декларации на товары на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида, если иное не определено Комиссией.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 289, для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Пунктом 15 Порядка N 289 определено, что в случае внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения (дополнения), в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Пунктом 4 приказа ФТС России от 09.10.2019 N 1556 "Об утверждении Порядка обмена документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами Российской Федерации и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными заинтересованными лицами посредством информационного оператора" (далее - Порядок обмена электронными документами), вступившим в силу 11.02.2020, установлено, что заинтересованное лицо (в том числе, декларант) вправе посредством информационной системы информационного оператора (ИС ИО) представлять в таможенные органы электронные документы, предусмотренные правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Суды правомерно отметили, что из указанных выше норм следует, что КДТ в общем случае должна быть представлена в бумажном и электронном виде, при этом декларант вправе (но не обязан) предоставить КДТ и иные документы в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Обязанность предоставлять КДТ исключительно в электронном виде с использованием информационных систем, в том числе, посредством ИС ИО действующими нормативными правовыми актами не установлена.
На основании вышеизложенного суды правомерно заключили, что предоставление почтовым отправлением электронного вида КДТ на USB-флэш-носителе, наряду с обращением декларанта и иными документами, в полной мере соответствует требованиям пункта 12 Порядка N 289.
Суды обоснованно отметили, что факт получения 07.10.2020 Московским областным таможенным постом (ЦЭД) USB-флеш-накопителя с электронным видом КДТ подтверждается описью вложения и отчетами с сайта АО "Почта России" об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11511448032004.
Сведения о каких-либо нарушениях в КДТ, представленных обществом на бумажном носителе и их электронного вида на USBфлеш-накопителе, как указали суды, в отказе ЦЭД отсутствуют.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что содержащееся в отказе ЦЭД указание на то, что "надлежащим образом заполненная КДТ в электронном виде не поступала" не соответствует фактическим обстоятельствам, нормативным правовым актам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, в связи с чем данный отказ ЦЭД является незаконным.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 289, обращение составляется в произвольной письменной форме.
В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений).
При этом, как правомерно отметили суды, требований об указании непосредственно в самом обращении декларанта наименований товаров и ссылок на положения ТН ВЭД ЕАЭС ни Порядок N 289, ни иные нормативно-правовые акты в сфере таможенного регулирования не содержат.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во всех обращениях общества указаны порядковый номер товаров в ДТ, в отношении которых вносятся изменения в ранее заявленные в ДТ сведения, а также коды ТН ВЭД ЕАЭС и коды преференций до внесения изменений и после.
Одновременно в прилагаемых к обращению документах (ДТ, КДТ, регистрационных удостоверениях и декларациях о соответствии) содержатся как наименования, так и краткие характеристики товаров, в сведения о которых вносятся изменения.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что в обращениях и приложениях к ним таможне представлены все необходимые данные, позволяющие идентифицировать товар по наименованию, его характеристикам и медицинскому назначению, а также сведения, установленные пунктом 13 Порядка N 289 и необходимые для внесения соответствующих изменений.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, довод таможенного органа об отсутствии в обращениях декларанта наименований товаров и их характеристик, иных сведений о товарах, необходимых для их верной классификации, правомерно отклонен судами, как не соответствующий законодательству и фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Также судами установлено, что в обращениях, направленных обществом на таможенный пост, причины внесения изменений обоснованы выявлением после выпуска товаров недостоверных сведений о классификации товаров, влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей, в том числе, в связи с тем, что указанные в обращении и приложениях к нему товары являются медицинскими изделиями и включены в Перечень N 1042.
В подтверждение обоснованности вносимых изменений в коды ТН ВЭД ЕАЭС, и, как следствие, изменения размера уплаченных таможенных пошлин, а также в качестве подтверждающих право на применение льготы по НДС документов, обществом к заявлениям приложены все предусмотренные законодательством (в частности, подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации) документы, а именно: регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, содержащие сведения о подклассе и наименованиях групп продукции, позволяющие однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом) ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД ЕАЭС, указанной в Перечне N 1042, и являются самодостаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации), так и при реализации на территории Российской Федерации (в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации); декларации о соответствии товаров, указанных в обращении, содержащие наименование ввезенных товаров, и соответствующие им коды ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД ЕАЭС, включенные в Перечень N 1042.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, обращение общества содержит все сведения, установленные пунктом 13 Порядка N 289, являющиеся основанием для внесения изменений, включая регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений), а в качестве приложений к обращению представлены все необходимые документы (регистрационные удостоверения на медицинские изделия и принадлежности к ним, а также декларации о соответствии ввозимых товаров), подтверждающие обоснованность вносимых изменений в коды ТН ВЭД ЕАЭС и преференций.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании.
Порядок применения единой ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров установлен Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Порядок применения ТН ВЭД ЕАЭС).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС, установленными Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с остальными правилами.
Согласно части "а" Правила 3 ОПИ предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Помимо ОПИ ТН ВЭД при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные к применению Коллегией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС), которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД). Последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации определена в пункте 7 Порядка применения ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (включая субпозиции), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД), а при определении субпозиции товарной позиции учитываются также и примечания к соответствующим субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Для целей правила 6 ОПИ ТН ВЭД также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В частности, группа 90 ТН ВЭД ЕАЭС включает в себя: инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности.
Товарная позиция 9018 включает в себя: приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратуру электромедицинскую прочую и приборы для исследования зрения.
В субпозицию 9018 90 включаются инструменты и оборудование, прочие, которые применяются в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии.
В соответствии с разделом XVIII Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (том V), в товарную позицию 9018 включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и так далее.
Кроме того, многие из приборов, используемых в медицине или хирургии (человека или ветеринарной), являются, по существу, обычными ручными инструментами (например, молотки, зуботехнические молотки, пилы, долота, полукруглые долота, щипцы, клещи, шпатели и так далее) или ножевыми изделиями (ножницы, ножи и так далее).
Такие изделия включаются в данную товарную позицию только в том случае, если они явно идентифицируются как предназначенные для медицинского или хирургического применения по причине их особой формы, легкости, с которой они разбираются для стерилизации, лучшего качества изготовления, природе составляющих их металлов или по их комплектованию (часто упаковываются в ящики или боксы, содержащие набор инструментов для конкретной работы: акушерства, вскрытия трупов, гинекологии, глазной или ушной хирургии, ветеринарные наборы для родов и так далее).
Согласно Примечанию 2 (б) к группе 90 ТН ВЭД ЕАЭС, прочие части и принадлежности, предназначенные для использования исключительно или в основном в определенном виде машин, инструментов или аппаратов, или в нескольких машинах, инструментах или аппаратах, включаемых в одну товарную позицию, включаются вместе с этими машинами, инструментами или аппаратами.
В пояснениях к товарной позиции 9018 "Части и принадлежности" также указано, что части и принадлежности к аппаратам или устройствам данной товарной позиции также включаются в данную товарную позицию.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с регистрационными удостоверениями, инструкциями производителя и техническим описанием ввезенные обществом на основании ДТ N 10013160/120319/0047911, ДТ N 10013160/100419/0099081, ДТ N 10013160/070319/0041945, ДТ N 10013160/110319/0044772 и ДТ N 10013160/260319/0073328 товары являются изделиями медицинского назначения и их применение возможно исключительно в качестве медицинских изделий и принадлежностей к ним.
Данный факт подтверждается, в том числе техническим описанием и фотографиями ввезенных медицинских изделий, содержащимися в материалах дела (приложения N 4 "Техническая документация на товары").
Исходя из вышеизложенного, суды правомерно заключили, что при классификации товаров в соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД, Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС и Порядком применения ТН ВЭД ЕАЭС, ввезенным медицинским изделиям, в отношении которых внесены изменения, соответствуют следующие коды ТН ВЭД: 9018 90 840 9 - приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: прочие: прочие (номера товаров в ДТ N 10013160/111119/0472202: 4, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 32, 34, 36, 41, 45); 9018 90 200 0 - приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: эндоскопы (номера товаров в ДТ N 10013160/111119/0472202: 10, 28, 39, 40, 43, 44, 46); 9402 90 000 0 - мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (например, операционные столы, столы для осмотра, больничные койки с механическими приспособлениями, стоматологические кресла); парикмахерские кресла и аналогичные кресла с приспособлениями для вращения и одновременно для наклона и подъема; части вышеупомянутых изделий: прочая (номер товаров в ДТ N10013160/111119/0472202: 12).
При первоначальном декларировании классификация товаров произведена таможенным представителем исходя из текстов товарных позиций (общего наименования товара), без учета примечаний к разделам или группам и того обстоятельства, что все ввозимые по спорным декларациям медицинские изделия и принадлежности к ним явно идентифицируются как предназначенные для медицинского или хирургического применения независимо от схожести их названия с названиями товаров, применяемых в иных сферах (фильтр, щетка, помпа, насос и так далее).
В соответствии с примечаниями к разделам и группам ТН ВЭД ЕАЭС, как тех, по которым первоначально ошибочно декларировались спорные товары, так и к группе 90 ТН ВЭД и товарной позиции 9018, в частности, товары подлежали классификации в товарной группе 90 "Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности" по субпозициям (подсубпозициям) товарной позиции 9018 "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения".
Суды правомерно заключили, что неправильная классификация товаров при первоначальном декларировании привела к ошибочному определению разделов, групп и товарных позиций (включая субпозиции) и излишней уплате таможенных пошлин.
Вместе с тем, судами установлено, что таможенный орган, имея все необходимые документы и сведения, необходимые для правильной классификации товаров, не рассмотрел по существу заявленные обществом изменения, не оценил характеристики товаров, не применил подлежащие применению правила ОПИ ТН ВЭД с учетом примечаний к разделам и группам ТН ВЭД ЕАЭС, Пояснений к ТН Т ВЭД ЕАЭС, характеристик и назначения товаров и отказал во внесении изменений в ДТ и возврате излишне уплаченных таможенных платежей формально и безосновательно.
Перечень ошибочно определенных в первоначальной таможенной декларации кодов ТН ВЭД ЕАЭС по соответствующим товарам и подлежащие применению (измененные) коды ТН ВЭД ЕАЭС с обоснованием принадлежности товаров к соответствующим товарным позициям (субпозициям) по ТН ВЭД ЕАЭС в соответствий с ОПИ ТН ВЭД приведены в приложении N 3 к заявлению.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суды констатировали, что обществом в приложении N 4 "Техническая документация на товары" (графа 7) приведен перечень вынесенных и вступивших в силу судебных решений, подтверждающих законность и обоснованность произведенной им классификации указанных товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.
Довод таможенного органа о том, что общество определяет коды ТН ВЭД ЕАЭС на основании Перечня N 1042, правомерно отклонен судами, так как противоречит фактическим обстоятельствам и не подтверждается материалами дела.
Одновременно, в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по Перечню N 1042.
Согласно Перечню N 1042, освобождение от налогообложения товаров, включенных в Перечень, осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Суды правомерно заключили, что иных требований для применения преференции (освобождения от НДС), кроме представления регистрационного удостоверения на медицинское изделие и соответствия данного изделия кодам ОКП (ОКПД2) и кодам ТН ВЭД ЕАЭС, содержащихся в Перечне N 1042 для данного товара (группы товаров), нормативными актами не предусмотрено.
Перечень N 1042 содержит наименование групп (подгрупп или видов) медицинской техники и соответствующие им коды по классификации Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (в ред. от 22.10.2014) (далее - ОК 005-93), код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) OK 034-2014, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - OK 034-2014), а также коды ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующие данным группам товаров (кодам ОКП и ОКПД2).
В силу части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416).
Правилами N 1416 предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на медицинские изделия (приказ Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие").
Согласно подпунктам "а" и "и" пункта 56 Правил N 1416, в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению) и код OK 034-2014.
Суды установили, что к обращениям декларанта, представленным на таможенный пост, а также к заявлениям о возврате НДС и о возврате таможенных пошлин, представленным в таможню, обществом в качестве документов, подтверждающих право на применение налоговой льготы по НДС, приложены регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Суды правомерно заключили, что регистрационные удостоверения и приложения к ним содержали сведения о подклассе и наименованиях групп продукции, позволяющие однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом) ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД ЕАЭС, поименованной в Перечне N 1042, и являются самодостаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию Российской Федерации (в соответствии с пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации), так и при реализации на территории Российской Федерации (в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, суды констатировали, что соответствие ввезенных товаров кодам, содержащимся в Перечне N 1042, дополнительно подтверждено декларациями о соответствии, приложенными к обращению декларанта и к заявлениям о возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин.
Согласно нормам пункта 5 статьи 24 и пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", декларация соответствия должна содержать информацию, позволяющую идентифицировать объект подтверждения соответствия. Формы декларации о соответствии в целях идентификации объекта содержат указание на код по ОК 005-93.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФТС России от 16.03.2010 N 05-18/11824, документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОК 005-93 (ОКП), включенного в Перечень N 1042, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии.
В этих документах указывается код продукции по ОК 005-93 (ОКП).
Письмом от 10.04.2017 N 9411-НП/Д18и Минэкономразвития России сообщило о разработанных и размещенных на официальном сайте Министерства прямых и обратных ключах между ОКП и ОКПД2 в целях обеспечения перехода на новые редакции Общероссийских классификаторов с 01.01.2017.
Суды обоснованно заключили, что представленные обществом декларации о соответствии оформлены в установленном порядке, выданы и зарегистрированы уполномоченным органом на основании и в соответствии со сведениями регистрационных удостоверений, содержат коды групп медицинских изделий, соответствующие кодам групп товаров по ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД ЕАЭС, указанным в Перечне N 1042.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что задекларированный товар, имеющий соответствующие регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и содержащие коды ОКПД 2 и ТН ВЭД, включенные в Перечень N 1042, относится к медицинским товарам, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС.
В связи с вышеизложенным суды обоснованно заключили, что таможня располагала всеми документами и информацией, необходимыми для возврата излишне уплаченных сумм таможенных платежей в течение срока, установленного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Тем не менее, судами установлено, что таможня в нарушение действующих норм законодательства не вернула обществу излишне уплаченные суммы НДС и таможенных пошлин.
Ссылка таможни на письмо Минфина России от 11.05.2017 N 03-07-07/28435 обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку позиция, изложенная в данном письме, не имеет силы нормативно-правового регулирования.
При этом суды правомерно отметили, что из положений статьей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации и Перечня N 1042 не следует, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе и реализации завершенного и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении.
Более того, Росздравнадзор в письме от 28.12.2016 N 01-63680/16 указал, что действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности.
Принадлежности к зарегистрированному в установленном порядке медицинскому изделию могут обращаться как вместе с ним, так и отдельно.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, ввезенные обществом принадлежности к медицинским изделиям прямо указаны в регистрационных удостоверениях. При этом текст данных регистрационных удостоверений не содержит специальных положений, которые бы ставили в зависимость наличие и/или возникновение соответствующих прав (в том числе на предоставление установленных законодательством преференций) при проведения хозяйственных операций (в том числе при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации) с медицинскими изделиями и их принадлежностями исключительно в совокупности.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 22.01.2020 N 304-ЭС19-25433 указал, что право на льготное обложение НДС предоставляется в отношении всех ввозимых компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения; при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности; указанное право может быть реализовано как путем получения самостоятельного регистрационного удостоверения на отдельные компоненты, так и путем получения регистрационного удостоверения на полнокомплектное изделие; выбор способа реализации указанного права принадлежит заявителю.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что общество имеет право на освобождение от НДС как при ввозе принадлежностей к медицинским изделиями на таможенную территорию Российской Федерации вместе с такими изделиями, так и отдельно от них.
Довод таможенного органа о необходимости наличия самостоятельных регистрационных удостоверений на каждую отдельно ввозимую принадлежность к медицинскому изделию правомерно отклонен судами, так как основан на неверной трактовке норм действующего законодательства.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года по делу N А40-215807/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка таможни на письмо Минфина России от 11.05.2017 N 03-07-07/28435 обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку позиция, изложенная в данном письме, не имеет силы нормативно-правового регулирования.
При этом суды правомерно отметили, что из положений статьей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации и Перечня N 1042 не следует, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе и реализации завершенного и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении.
...
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 22.01.2020 N 304-ЭС19-25433 указал, что право на льготное обложение НДС предоставляется в отношении всех ввозимых компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения; при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности; указанное право может быть реализовано как путем получения самостоятельного регистрационного удостоверения на отдельные компоненты, так и путем получения регистрационного удостоверения на полнокомплектное изделие; выбор способа реализации указанного права принадлежит заявителю."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2021 г. N Ф05-23192/21 по делу N А40-215807/2020