город Москва |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А41-79363/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Каннада" в лице конкурсного управляющего Неляпиной Т.А.: Вейнова М.В. (дов. от 01.11.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 21 октября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2021 г.
по делу N А41-79363/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каннада" в лице конкурсного управляющего Неляпиной Татьяны Андреевны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2020 г. по делу N А41-110569/19 общество с ограниченной ответственностью "Каннада" (далее - ООО "Каннада", общество, должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим должника утверждена Неляпина Татьяна Андреевна (далее - Неляпина Т.А., конкурсный управляющий), член Ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа" (далее - ПАУ ЦФО).
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2020 г. срок конкурсного производства в отношении ООО "Каннада" продлен до 11 февраля 2021 г.
27 июля 2020 г. конкурсный управляющий ООО "Каннада" Неляпина Т.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) через многофункциональный центр (далее - МФЦ) Одинцовского городского округа Московской области с заявлениями о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (номер заявлений МFC-0555/2020-325867-1 и МFC-0555/2020-326101-1) в отношении объектов незавершенного строительства, находящиеся на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0060423:151 и 50:08:0060402:28.
Уведомлениями от 15 августа 2020 г. N КУВД-001/2020-9769928/1 и N КУВД-001/2020-9769316/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 16 ноября 2020 г.
18 сентября 2020 г. представителем конкурсного управляющего ООО "Каннада" с целью устранения причин, препятствующих проведению кадастрового учета и государственной регистрации прав, были поданы дополнительные документы, в том числе технический план, приведенный в соответствие с указанными в уведомлениях о приостановлении, разъяснениями.
Заявлениям были присвоены следующие номера MFC-0555/2020-794500-1 и MFC-0555/2020-794051-1.
09 октября 2020 г. Управлением Росреестра по Московской области уведомлениями N КУВД-001/2020-9769316/2 сообщило заявителю о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, с указанием в них причин, идентичных ранее выданным уведомлениям, а также приведены иные недостатки, которые ранее отсутствовали в уведомлениях о приостановлении от 15 августа 2020 г.
14 ноября 2020 г. конкурсным управляющим ООО "Каннада" вновь были поданы дополнительные документы и объяснения по факту приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также технический план, приведенный в соответствие с указанными в уведомлениях от 09 октября 2020 г. разъяснениями (номера заявлений MFC-0555/2020-1296143-1 и MFC-0555/2020-1296290-1).
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области уведомлениями от 17 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-9769928/4 и N КУВД-001/2020-9769316/4 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Считая свои права нарушенными, ООО "Каннада" в лице конкурсного управляющего Неляпиной Т.А. обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области со следующими требованиями:
признать незаконными действия, связанные с несвоевременным вынесением и предоставлением уведомлений о приостановлении государственной регистрации объектов незавершенного строительства, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0060423:151 и 50:08:0060402:28;
признать незаконными действия, выраженные в невключении в уведомления от 15 августа 2020 г. N КУВД-001/2020-9769316/1 и N КУВД-001/2020-9769928/1 всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0060423:151 и 50:08:0060402:28;
признать незаконными действия, выраженные во включение в уведомления от 09 октября 2020 г. N КУВД-001/2020-9769316/2 о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав новых причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0060423:151 и 50:08:0060402:28;
признать незаконными решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 17 ноября 2020 г. на объекты незавершенного строительства, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:08:0060423:151 и 50:08:0060402:28;
обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить действия, предусмотренные Законом о государственной регистрации по постановке на кадастровый учет и по регистрации права за ООО "Каннада" на объекты незавершенного строительства, находящиеся на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0060423:151 и 50:08:0060402:28.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2021 г., заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 17 ноября 2020 г. на объекты незавершенного строительства, находящиеся на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0060423:151 и 50:08:0060402:28. Суд обязал Управление Росреестра по Московской области осуществить действия, предусмотренные Законом о государственной регистрации по постановке на кадастровый учет и по регистрации права за ООО "Каннада" на объекты незавершенного строительства, находящиеся на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0060423:151 и 50:08:0060402:28. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на неустранение заявителем причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, установленных регистрационным органом в уведомлениях о приостановлении, в связи с чем были приняты решения об отказе в ее проведении.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Каннада" в лице конкурсного управляющего Неляпиной Т.А. оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Каннада" в лице конкурсного управляющего Неляпиной Т.А. против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель Управления Росреестра по Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконными решений Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 17 ноября 2020 г. на объекты незавершенного строительства, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0060423:151 и 50:08:0060402:28, поскольку оспариваемые решения не основаны на положениях действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя; заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
При этом судами указано на затягивание со стороны регистрационного органа процесса государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства с учетом того, что заявителем были представлены все необходимые документы.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований кассационная жалоба не содержит каких либо доводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2021 г. по делу N А41-79363/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2021 г. N Ф05-22908/21 по делу N А41-79363/2020