город Москва |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А40-106209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01.11.2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Анциферовой О.В.
судей: Дербенёва А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Сергина Т.В., доверенность от 22.10.2021 г.,
рассмотрев 26 октября 2021 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 26 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2020 года,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 года,
по заявлению ООО "АВТОМАРКЕТ"
к ИФНС России N 26 по г. Москве
о признании недействительными сообщения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АВТОМАРКЕТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 26 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными сообщений от 18.05.2020, 03.06.2020 об отказе в предоставлении субсидий за апрель, май 2020 года, обязании предоставить субсидии за апрель, май 2020 года, в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 года требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, ИФНС России N 26 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном Интернет - сайте http://www.arbitr.ru.
В судебное заседание кассационной инстанции представитель заявителя не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Определениями Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2021, 08.07.2021, 29.07.2021, 26.08.2021, 27.09.2021 судебные заседания по рассмотрению кассационной жалобы были отложены.
Определениями Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2021, 29.07.2021, 27.09.2021, 25.10.2021 произведены замены в составе суда ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представить заинтересованного лица настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ИФНС России N 26 по г. Москве, в которой инспекция со ссылкой на не соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, общество на основании Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее - Постановление N 576) обратилось в инспекцию с заявлениями от 06.05.2020 N 1 и от 02.06.2020 N 1 о предоставлении субсидий за апрель и май 2020 года, рассмотрев которые налоговый орган сообщениями от 18.05.2020 и от 03.06.2020 отказал в предоставлении субсидий в виду отсутствия включения отрасли, в которой заявитель осуществляет основной вид экономической деятельности, в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Постановление N 434).
Решениями УФНС России по г. Москве от 04.06.2020 N 27-16/091068 и от 11.09.2020 N 27-16/138990 жалобы общества на сообщения об отказе в предоставлении субсидии оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя заявленные требования суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 установив, что общество согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 осуществлял основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 45.11 "Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности", который включает в себя оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении транспортными средствами, в том числе: - по коду 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах", - по коду 45.11.3 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая" пришли к выводам, что данный вид деятельности входит в перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, таким образом, общество вправе получить субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576).
Правила N 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года (пункта 1 Правил N 576).
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434).
Таким образом, при определении наличия права у юридического лица на получение субсидии в соответствии с Правилами N 576 определяющим критерием является информация о коде ОКВЭД, содержащаяся в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил N 576 налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 Правил N 576 налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в качестве основного вида деятельности ООО "АВТОМАРКЕТ" в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 была указана деятельность "Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности" (код ОКВЭД 45.11).
Названная группа (код ОКВЭД 45.11) включает, помимо прочего подгруппы 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах", 45.11.3 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая"
Между тем, в Перечне N 434 к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, отнесена не вся группа 45.11 "Торговля автотранспортными средствами", а лишь отдельные ее подгруппы.
В частности, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции Перечень N 434 относит сферу деятельности "Розничная торговля непродовольственными товарами", включающую такие виды деятельности как торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (код ОКВЭД - 45.11.2), торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая (код ОКВЭД - 45.11.3).
Согласно сообщениям от 18.05.2020 и от 03.06.2020, основанием для отказа в предоставлении обществу субсидий за апрель, май 2020 года является тот факт, что отрасль, в которой общество ведет основную деятельность, не относится к отраслям, утвержденным Перечнем N 434.
Вопреки выводам судов, судебная коллегия суда считает, что положения Правил N 576 не подразумевают расширительного толкования либо установления фактического вида деятельности лица, обратившегося с заявлением о предоставлении субсидии.
Как было указано выше, согласно пункту 1 Правил N 576 в целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
В силу пункта 2 Правил N 576, субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, что предполагает предварительный расчет указанных лимитов.
В рассматриваемом случае судами не учтено, что Правительство РФ в Правилах N 576 прямо указало источник сведений о виде экономической деятельности - ЕГРЮЛ и дату, на которую основный вид деятельности предприятия должен быть включен в ЕГРЮЛ - 01.03.2020.
Поскольку предоставление субсидии направлено на поддержку организаций, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, включение в группу 45.11 подгрупп 45.11.2 и 45.11.3 не свидетельствует об ошибочности выводов инспекции - в рассматриваемом случае воля законодателя направлена на поддержку конкретных отраслей права, связанных с розничной торговлей легковыми автомобилями (конкретных подгрупп), а не целой группы 45.11.
Следовательно, налоговый орган, отказывая в предоставлении субсидии, обоснованно руководствовался данными, включенными в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 в части основного вида деятельности, поскольку именно такая формулировка заложена в Правилах N 576.
Помимо обозначенных подгрупп (45.11.2, 45.11.3) группа 45.11 включает следующие подгруппы: 45.11.1 (торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами); 45.11.31 (торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами через информационно-коммуникационную сеть Интернет); 45.11.39 (торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая, не включенная в другие группировки); 45.11.4 (торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами за вознаграждение или на договорной основе); 45.11.41 (торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами через информационно-коммуникационную сеть Интернет за вознаграждение или на договорной основе); 45.11.49 (торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами за вознаграждение или на договорной основе прочая).
Выводы судов о том, что указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности группы 45.11 свидетельствует о том, что все входящие в него подгруппы, виды также являются основными видами деятельности юридического лица, а потому заявитель имеет право на предоставление субсидии, суд кассационной инстанции считает необоснованным, поскольку расширительное толкование абзаца 2 пункта 1 Правил является недопустимым.
С учетом изложенного следует признать, что оспариваемые сообщения об отказе в предоставлении обществу субсидии за апрель, май 2020 года не противоречат положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для признания их незаконными.
Позиция суда кассационной инстанции, соответствует правовому подходу, являющемуся в настоящее время преобладающим в практике судов Российской Федерации по спорной проблеме, и нашедшему свое отражение в актах Верховного Суда Российской Федерации - Апелляционное Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 N АПЛ21-105, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989, письмо заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2021 по делу N 306-ЭС21-11989 и др.
Кроме того, суд округа полагает необходимым отметить тот факт, что в суде первой и апелляционной инстанции заявитель доказательств, подтверждающих фактическую деятельность исключительно по видам деятельности 45.11.2, 45.11.3 не предоставлял, указанные выводы в судебных актах отсутствуют.
На основании изложенного, кассационная коллегия находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций неправомерности отказа налоговым органом предоставления обществу субсидий сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дела на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2021 года по делу N А40-106209/2020 - отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий судья |
О.В. Анциферова |
Судьи |
А.А. Дербенёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2021 г. N Ф05-12937/21 по делу N А40-106209/2020