г. Москва |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А40-45445/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Хвостовой Н.О.,
судей: Борсовой Ж.П., Гришиной Т.Ю.,
при участии в заседании:
от истца - Аскеров Э.Ш. по доверенности N 207/4/232д от 12.10.2022,
от ответчика - Ткачев И.О. по доверенности от 13.06.2023,
рассмотрев 11.01.2023 в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 30.06.2023
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 13.09.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда,
в деле по иску Министерства обороны Российской Федерации,
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги",
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - МИНОБОРОНЫ РОССИИ, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени по государственному контракту N 28/ДТО-2022/4929341 от 12.08.2022 в размере 6 962 537 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023, исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "РЖД" в пользу МИНОБОРОНЫ РОССИИ взысканы пени в размере 3 500 000 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции МИНОБОРОНЫ РОССИИ и ОАО "РЖД" обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Московского округа.
В своей кассационной жалобе МИНОБОРОНЫ РОССИИ просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты были приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В своей кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты были приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В приобщении к материалам дела поступившего от ответчика отзыва на кассационную жалобу, судом кассационной инстанции отказано, в связи с нарушением статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при его подаче. Поскольку отзыв на кассационную жалобу и приложенные к нему документы поданы в электронном виде, то они не подлежат возвращению ответчику.
В заседании суда кассационной инстанции представитель МИНОБОРОНЫ РОССИИ поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения кассационной жалобы ОАО "РЖД", письменный отзыв не представил.
Представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения кассационной жалобы МИНОБОРОНЫ РОССИИ.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах, имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя, по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом в качестве заказчика и ответчиком в качестве исполнителя был заключен государственный контракт от 12.08.2022 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении, в соответствии с которым исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что исполнителем была допущена просрочка доставки грузов заказчика, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию пени, начисленные на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) и пункта 7.3 контракта в размере 6 962 537 руб. 71 коп.
Удовлетворяя исковые требования МИНОБОРОНЫ РОССИИ в уменьшенном размере, руководствуясь положениями статей 309, 310, 421, 431, 784, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 10, 29, 33, 97 Устава железнодорожного транспорта, Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, а также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении ВС РФ от 03.08.2021 N 305-ЭС21-12441, установив факт нарушения срока доставки грузов, суды признали исковые требования о взыскании пени обоснованными по праву, однако, посчитали необходимым произвести перерасчет размера пени до суммы 3 500 000 руб., в связи с необоснованным включением дополнительных сборов, не предусмотренных Правилами N 245, наличием обстоятельств увеличивающих срок доставки грузов в порядке пункта 6.2 Правилами N 245, а также применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с несоразмерностью начисленных штрафных санкций последствиям нарушенного обязательства.
Суды верно отклонили представленный истцом расчет взыскиваемых пени, поскольку положения статьи 97 Устава железнодорожного транспорта в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно плату за перевозку (тариф), которая согласно Прейскуранту 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (тарифное руководство N 1), не включает плату за проводников и привлечение вагонов.
При этом, суды отметили, что исчисление размера пени исходя из всех платежей, уплаченных при заключении договоров перевозки, противоречит принципу ограниченной ответственности перевозчика.
Кроме того, судами правомерно исключен из расчета пени период задержки доставки груза по накладной N Х546673, поскольку задержка была обусловлена устранением коммерческой неисправности зависящей от грузоотправителя, что подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы и уведомлениями.
Доводы ответчика о наличии обстоятельств, увеличивающих срок доставки грузов в соответствии с 6.3 Правил N 245, были отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих вину истца в возникновении технической неисправности спорных вагонов.
Доводы ответчика о неправомерном начислении пени в период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", были обосновано отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку в настоящем споре, обязательства по своевременной доставке грузов возникли у перевозчика после введения моратория.
Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы истца в отношении необоснованного применения судами положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены судебных актов, учитывая положения абзаца 3 пункта 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Степень соразмерности заявленных истцом пени последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Переоценка реализованного судом права на уменьшение пени на стадии кассационного производства недопустима в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце третьем пункта 72 постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснил, что основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований заявителем в доводах кассационной жалобы не заявлено.
Доводы кассационных жалоб, в том числе о неправомерном исключении из расчета пени дополнительной платы за проводников и привлечение вагонов, а также об отсутствии оснований для начисления пени в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А40-45445/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно отклонили представленный истцом расчет взыскиваемых пени, поскольку положения статьи 97 Устава железнодорожного транспорта в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно плату за перевозку (тариф), которая согласно Прейскуранту 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (тарифное руководство N 1), не включает плату за проводников и привлечение вагонов.
...
Доводы ответчика о неправомерном начислении пени в период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", были обосновано отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку в настоящем споре, обязательства по своевременной доставке грузов возникли у перевозчика после введения моратория.
...
Доводы истца в отношении необоснованного применения судами положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены судебных актов, учитывая положения абзаца 3 пункта 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2024 г. N Ф05-32158/23 по делу N А40-45445/2023