г. Москва |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А41-83439/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Шереметьево-6" - Зефирова Д.А., представитель по доверенности от 11 октября 2020 года;
от заинтересованного лица: Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 09 ноября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение от 23 апреля 2021 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 15 июня 2021 года Десятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А41-83439/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шереметьево-6"
к Министерству имущественных отношений Московской области
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 23 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2021 года, удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Шереметьево-6" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) во включении нежилого здания с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год и обязании внести изменение в Распоряжение Министерства от 28 ноября 2019 года N 15ВР-1947 (на 2020 год) в части внесения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость информации об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:04:0000000:88973.
Не согласившись с выводами судов, Министерство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права. По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о невозможности применять положения ст. 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2002-ОЗ в той части, в которой они ограничивают перечень объектов (исключены административно-деловые центры) по сравнению частью 1 статьи 378.2 НК РФ, несмотря на то, что указанные положения не были признаны незаконными в судебном порядке. Судами не принято во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка определен " под размещение производственно-складских объектов, включая административно-деловую застройку", причем проведенным обследованием установлено 0% общей площади для размещения торговых объектов.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу определением Арбитражного суда Московского округа от 09 ноября 2021 года произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Ананьину Е.А.
В судебном заседании и представленном отзыве (объяснениях) представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Представитель Министерства не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности отдельно стоящее нежилое здание "под размещение производственно-складских объектов, включая административно-деловую застройку" нежилого назначения (далее - здание) с кадастровым номером 50:04:0000000:88973, площадью 13295,7 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, сельское поселение Габовское, в районе деревни Бабаиха, д. Глазово; земельный участок с кадастровым номером 50:04:0000000:70026, площадью 22 084 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Габовское, категория земель: земли населенных пунктов.
Нежилое здание с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0000000:70026.
Распоряжением Министерства от 28 ноября 2019 года N 15ВР-1947 определен Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - "Перечень"). Спорное здание в указанный Перечень не включено.
Общество, посчитав, что здание соответствует условиям признания объекта недвижимости торговым объектом, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и подлежит включению в Перечень, обратилось в Министерство с письмом от 20 мая 2020 года N 32-623562 и от 25 сентября 2020 года N б/н о включении здания в Перечень.
Письмом от 02 октября 2020 года N 15исх-29340 Министерство отказало во включении здания в Перечень.
Полагая отказ Министерства незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суды первой и апелляционной инстанции указали, что спорное здание подлежит включению в Перечень, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в связи с тем, что здание является административно-деловым центром.
Судами указано также на невозможность применения положений статьи 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" (далее - Закон N 150/2003-ОЗ). в той части, в которой они ограничивают перечень объектов (исключены административно-деловые центры) по сравнению с частью 1 статьи 378.2 НК РФ, несмотря на то, что указанные положения не были признаны незаконными в судебном порядке.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено НК РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Как указано в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Статьей 1.1 Закона N 150/2003-ОЗ установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Понятие торгового центра (комплекса) с указанием соответствующих критериев для целей налогообложения установлены пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 НК РФ); в то время как фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судами установлено, что в качестве условно-разрешенных видов использования земельного участка предусмотрено: магазины; общественное питание, что свидетельствует о соответствии здания требованиям пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
В то же время суды не учли, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении.
Соответственно, при применении положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ необходимо исследовать как вид разрешенного использования земельного участка, так и фактическое использование здания.
Судами не исследовано, какую именно площадь в процентном соотношении занимают в спорном здании торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.
Также суд округа не может согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций о невозможности применять положения статьи 1.1 Закона N 150/2002-ОЗ в той части, в которой они ограничивают перечень объектов (исключены административно-деловые центры) по сравнению с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, несмотря на то, что указанные положения не были признаны незаконными в судебном порядке.
Судами указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Результаты определения государственной кадастровой оценки на территории Московской области утверждены распоряжением Министерства от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633.
Соответственно, положения статьи 1.1. Закона N 150/2002-ОЗ, ограничивающие перечень объектов по сравнению с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, соответствуют требованиям закона.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 22 июня 2018 года N 305-КГ18-8284.
Кроме того, спорное здание, вопреки выводам судов, не относится к категории административных в понимании пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Данный вывод сделан судами исходя из вида разрешенного использования с кадастровым номером 50:04:0000000:70026 "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов".
Между тем, как указали суды, в соответствии с градостроительным планом земельного участка N РФ-50-3-63-0-00-2020-46634, земельный участок с кадастровым номером 50:04:0000000:70026, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 имеет следующие виды разрешенного использования:
1. Основные виды разрешенного использования земельного участка:- хранение автотранспорта 2.7.1; коммунальное обслуживание 3.1; предоставление коммунальных услуг 3.1.1; административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг 3.1.2; служебные гаражи 4.9; объекты дорожного сервиса 4.9.1; энергетика 6.7; связь 6.8; склады 6.9; автомобильный транспорт 7.2; трубопроводный транспорт 7.5; специальное пользование водными объектами 11.2; гидротехнические сооружения 11.3; земельные участки (территории) общего пользования 12.0.
2. Условно-разрешенные виды использования земельного участка: приют для животных 3.10.2; деловое управление 4.1; магазины 4.4; общественное питание 4.6.
3. Вспомогательные виды использования земельного участка: коммунальное обслуживание 3.1; связь 6.8; обеспечение внутреннего правопорядка 8.3.
Таким образом, с учетом положений классификатора видов разрешенного использования земельных участков, земельный участок предусматривает размещение административных зданий организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, а не торговли или общественного питания.
Выводы судов о том, что к спорной категории здание относит вид разрешенного использования "объекты дорожного сервиса 4.9.1" является преждевременным, поскольку, как указывалось ранее, судами не исследовался вопрос фактического использования здания, доводы Министерства оставлены без внимания и оценки.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.
Учитывая, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, исследовать вопрос фактического использования здания, установить, какую именно площадь в процентном соотношении занимают в спорном здании торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания, правильно применив нормы материального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 апреля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2021 года по делу N А41-83439/20 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Результаты определения государственной кадастровой оценки на территории Московской области утверждены распоряжением Министерства от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633.
Соответственно, положения статьи 1.1. Закона N 150/2002-ОЗ, ограничивающие перечень объектов по сравнению с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, соответствуют требованиям закона.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 22 июня 2018 года N 305-КГ18-8284.
Кроме того, спорное здание, вопреки выводам судов, не относится к категории административных в понимании пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Данный вывод сделан судами исходя из вида разрешенного использования с кадастровым номером 50:04:0000000:70026 "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 ноября 2021 г. N Ф05-23124/21 по делу N А41-83439/2020
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-83439/20
12.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23124/2021
15.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10044/2021
23.04.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-83439/20