• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф05-26613/21 по делу N А41-7456/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 01 апреля 2020 года между Федеральным агентством воздушного транспорта (госзаказчик) и АО "Центродорстрой" (подрядчик) был заключен государственный контракт N 0373100090920000008, в соответствии с которым госзаказчик поручил, а подрядчик обязался в соответствии с проектной документацией выполнить строительно-монтажные работы и передать их государственному заказчику в установленном контрактом порядке. Согласно пункту 12.1 контракта, выполнение строительно-монтажных работ предусмотрено с 01.04.2020 по 31.12.2020, всего 275 дней. При этом уполномоченной государственным заказчиком организацией, согласно условиям контракта осуществляющей от имени Российской Федерации и от лица госзаказчика полномочия по исполнению контракта на основании соглашения о передаче полномочий от 25.03.2014 N С-61-14 является Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", (ФГУП "АГА(А)". Так, с сопроводительным письмом N 1450/20 от 02.11.2020 в адрес ФГУП "АГА(а)" было направлено дополнительное соглашение к контракту с новым графиком выполнения работ и конечным сроком до 31.07.2021 в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, а именно: в ходе комиссионного обследования с участием представителей заказчика строительного контроля и авторского надзора участка перрона этап 1.3 было выявлено, что плиты и цементно-бетонное покрытие на строительной площадке разрушены, а их параметры не соответствуют рабочей документации, что привело к невозможности выполнения обязательств по контракту без принятия новых технических решений и проведения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, без выполнения которых невозможно выполнить работы, предусмотренные контрактом, (исх. N 06/20-217Д от 26.06.20, N 1602/20 от 02.12.2020); в связи с выявлением объектов, препятствующих строительству и не учтённых в проектной документации, АО "ЦДС" вынуждено приостановило работы и направило соответствующие уведомления, в которых указало на необходимость внесения изменений в проектные решения, (исх. N 845/20 от 07.07.20, N 06/20-46Д от 08.06.20, N 06/20-61Д от 08.06.20, N 06/20-76Д от 10.06.20, N 07/20-231Д от 29.07.20, N 09/20-1 ОД от 02.09.20, N 07/20-111Д от 16.07.20); в рамках исполнения контракта госзаказчиком было предложено техническое решение по защите выявленного подрядчиком топливопровода. В ответ АО "ЦДС" сообщило о невозможности его реализации и предоставило два своих альтернативных варианта технических решений (исх. N 08/20-107Д от 12.08.20). АО "ЦДС" уведомило о необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, без выполнения которых невозможно выполнить работы, предусмотренные контрактом (исх. N 08/20-205Д от 20.08.20, исх. N 09/20-225Д от 21.09.2020, исх. N 09/20 от 14.09.2020, N 1534/20 от 19.11.2020); в результате комиссионного обследования с участием представителей госзаказчика строительного контроля и авторского надзора были выявлены ненормативные отклонения проектных отметок основания из цементобетона, в связи с чем комиссия указала на необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, (исх. N 09/20-29Д от 03.09.20); в связи с затоплением подрядчик не имел доступ на строительную площадку - "проходные тоннели МС27-МС28 (этап 1.5)", а также не имел возможность проводить там работы при наличии разночтений между рабочей документацией, проектной документацией и ведомостью объёмов и стоимости работ (приложение N 1 к контракту), в результате чего АО "ЦДС" вынуждено было направить уведомление о приостановке работ (исх. N 10/20-56Д от 06.10.2020, исх. N 10/20-47Д от 06.10.2020); подрядчик направил в адрес госзаказчика запрос от 02.09.2020 об указании технических решений по демонтажу или сохранению выявленных водопровода и топливопровода, не предусмотренных в ведомости объёмов и стоимости работ, и был вынужден приостановить выполнение работ, о чем уведомил госзаказчика. (письма N 1323/20 и N 1324/20 от 02.10.2020); резкое увеличение числа заболевших среди работников АО "ЦДС", а также иные ограничения, связанные с распространением в Российской Федерации коронавирусной инфекции.

29.10.2020 и 19.11.2020 года в адрес ФГУП "АГА(А)" были направлены письма N 1443/20 и N 1534/20, в которых АО "ЦДС" сообщило, что указанные ранее обстоятельства, в силу которых работы по контракту были приостановлены, не устранены. Истец направил в адрес ответчика претензию от 08.12.2020 N 1629/20, которая была оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 307, 309, 310, 450, 451, 740, ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", правомерно исходил из того, что выполнение работ по государственному контракту было приостановлено самим истцом (подрядчиком) при отсутствии достоверных сведений в отношении сроков устранения препятствий для возобновления выполнения работ с учетом допускаемого однократного изменения срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, в связи с чем оснований для изменения срока выполнения работ до 31.07.2021 не имелось.

Кроме того, суд верно указал, что в силу правовых особенностей контракта у ответчика в данном случае отсутствует волеизъявление на изменение их условий, а самими контрактом и действующим законодательством, регулирующим правоотношения в сфере заключения госконтрактов, в частности, ст.ст. 34, 95 Закона о контрактной системе, не предусмотрена возможность понуждения заказчика к изменению условий контракта в судебном порядке, а также к заключению на этот счет каких-либо дополнительных соглашений."