г. Москва |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А40-69798/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 15.11.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Кочергиной Е.В., Колмаковой Н.Н.
при участии в заседании:
от истца:
от ответчика: Борисова О.С. по дов от 26.01.2021
от третьего лица Борисова О.С. по дов от 11.01.2021
рассмотрев 08.11.2021 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "МЕДИЦИНА И ЯДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
на решение от 03.11.2020
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 22.06.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску ООО "МЕДИЦИНА И ЯДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (ИНН 7734702077, ОГРН 1137746463997) к ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ИНГОССТРАХ-М" (ИНН 5256048032, ОГРН 1045207042528), третье лицо Мгфомс о взыскании задолженности в размере 938 547,36 рублей за оказанную медицинскую помощь, а также неустойки за просрочку оплаты
УСТАНОВИЛ:
ООО "МЕДИЦИНА И ЯДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (далее -истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ИНГОССТРАХ-М" (далее - ответчик), при участии в деле третьего лица: Мгфомс о взыскании задолженности в размере 938 547,36 рублей за оказанную медицинскую помощь, а также неустойки за просрочку оплаты.
Решением от 03.11.2020 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении иска в полном объеме. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 решение Арбитражного суда города Москвы оставлено в силе.
ООО "МЕДИЦИНА И ЯДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неверную оценку представленных в материалы дела доказательств, а также их неполное исследование, в частности, порядка направления пациентов на обследование ПЭТ/КТ, принятия решения о таком направлении, а также не учтена практика рассмотрения аналогичных дел.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судами, истец включен в перечень медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и участвует в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2018 г. N 1703-ПП, что подтверждается приложением N 11 к Территориальной программе.
Постановлением Правительства Москвы от 27.12.2018 N 1703-ПП "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" утверждена территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2019 год.
Решением Комиссии от 27.12.2018 N 49 ООО "МЯТ" распределены объемы медицинской помощи и финансового обеспечения на 2019 год.
В декабре 2016 года между истцом и ответчиком заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, срок действия которого был продлен на 2018 и 2019 годы дополнительными соглашениями (имеются в материалах дела), пунктом 1 которого предусмотрено, что истец обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 4.1 договора страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет медицинской организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 28 числа каждого месяца включительно.
Объем медицинской помощи для ООО "МЯТ" на год составил 811 случаев оказания амбулаторной медицинской помощи, 0 случаев оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара, 0 случаев стационарной медицинской помощи, 0 случаев процедур ЭКО, с объемом финансового обеспечения оказания медицинской помощи в размере 47 689 938 рублей.
На основании принятого Комиссией решения об установленных объемах стороны согласовали объем медицинской помощи и объем финансового обеспечения для лиц, застрахованных в 000 "СК "Ингосстрах-М".
В приложении N 1 к Договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 31.12.2016 N 286 (в редакции дополнительного соглашения от 11.07.2019) сторонами согласовано существенное условие договора об объемах медицинской помощи на 2019 год: 20 услуг в амбулаторных условиях, 0 услуг в стационарных условиях, 0 услуг в условиях дневного стационара без учета ЭКО, 0 услуг в условиях дневного стационара ЭКО, финансовое обеспечение оказания данных услуг составило 1 173 184,20 руб.
Истец обращался в Комиссию с просьбой об увеличении объемов медицинской помощи на 2019 год (письма от 06.09.2019, от 08.10.2019, от 11.11.2019, от 09.12.2019).
Все поступившие в Комиссию обращения ООО "МЯТ" рассмотрены по существу, что подтверждается Протоколами заседания Комиссии N 54, 58
Суд первой инстанции посчитал, что действующее законодательство РФ не предусматривает возможности производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для медицинской организации решением Комиссии, а у медицинской организации отсутствует право требовать производства такой оплаты от страховой медицинской организации.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что ни действующее законодательство РФ в сфере ОМС, ни договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенный между сторонами по делу по типовой форме, ни договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенный между страховой медицинской организацией и МГФОМС по типовой форме, не предоставляют страховой медицинской организации право производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для медицинской организации решением Комиссии, а медицинской организации требовать производства такой оплаты от страховой медицинской организации.
Спорный договор не предусматривает возможности производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для медицинской организации решением Комиссии, а у медицинской организации отсутствует право требовать производства такой оплаты от страховой медицинской организации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа также не находит оснований для несогласия с выводами судебных инстанций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.12.2016 N 2679-0, финансирование бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи по Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Федеральный закон N 326 - ФЗ) осуществляется при участии страховой медицинской организации, которая за счет целевых средств, предоставленных ей через территориальный фонд обязательного медицинского страхования, производит оплату медицинской помощи медицинским организациям на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (статьи 14, 37 - 39).
Согласно части 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.п. 1,4 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС, являющееся приложением N 1 Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС) Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования разрабатывает проект территориальной программы, распределяет на отчетный год с поквартальной разбивкой и корректирует в течение года объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенных в реестр медицинских организаций), в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, до 1 января года, на который осуществляется распределение.
Частью 10 статьи 36 Федерального закона 326-ФЗ установлено, что объе
мы предоставления медицинскои
помощи, установленные территориальнои
программои
обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указаннои
в части 9 статьи 36, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепле
нных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинскои
помощи.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (п. 20 Положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования).
В силу положений статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации также установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, объемы медицинской помощи (как и средства бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, предназначенные для их оплаты) имеют конечный характер.
Согласно ст. 37 Федерального закона N o 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждена приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н (далее - типовой договор).
Статьей 39 Федерального закона 326 - ФЗ установлены обязательные для включения в договор данного вида условия, в числе которых установленные для медицинской организацией объе
мы предоставления медицинскои
помощи, обязанность страховои
медицинскои
организации осуществлять контроль объе
мов, сроков, качества и условии
оказания медицинскои
помощи и производить оплату с учетом результатов контроля и лишь в пределах объе
мов медицинскои
помощи по территориальнои
программе обязательного медицинского страхования, установленных решением Комиссии по разработке территориальнои
программы ОМС.
Судами установлено, что ООО "МЯТ" было осведомлено об установленных объемах медицинской помощи и финансового обеспечения, однако, начиная с 3 квартала 2019 года, оказывало медицинскую помощь в объемах, не предусмотренных договором, а именно амбулаторная медицинская помощь - 36 услуг на общую сумму 2 111 731,56 руб.
Ответчик оплачивал оказанные истцом медицинские услуги в объеме, превышающем установленный Комиссией объем медицинской помощи, до тех пор, пока стоимость оказанной сверх объема медицинской помощи укладывалась в пределы установленного Комиссией объема финансового обеспечения в размере 1173 184,20 руб.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 326-ФЗ страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд ОМС в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с ч. 2 ст. 6, ст. 7 Федерального закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ осуществляется территориальным фондом ОМС, на территории г. Москвы - МГФОМС.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи по ОМС производится за счет средств обязательного медицинского страхования, предоставляемых страховой медицинской организации территориальным фондом ОМС.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации исполняют отдельные функции страховщика в соответствии с полномочиями, предоставленными действующим законодательством в сфере ОМС. При этом правом производить оплату медицинской помощи сверх объемов, установленных для медицинской организации Комиссией по разработке территориальной программы ОМС в г. Москве, страховые медицинские организации не наделены.
Финансирование оплаты медицинской помощи по ОМС осуществляется МГФОМС на основании Договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемого между страховой медицинской организацией и МГФОМС по типовой форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N ЮЗОн в ред. от 16.02.2017.
Пункт 2.17. договора о финансовом обеспечении ОМС предусматривает обязанность страховой медицинской организации обеспечивать соответствие объемов медицинской помощи, установленных Комиссией для страховой медицинской организации согласно приложению N 2 к договору, оплачиваемым объемам за оказанную медицинскую помощь медицинским организациям.
Оплата медицинской помощи сверх объемов, установленных Комиссией, для страховой медицинской организации является нецелевым расходованием средств ОМС, за которое в отношении страховой медицинской организации договором о финансовом обеспечении ОМС предусмотрены санкции: экономическая - в размере 100% суммы нецелевого использования средств и штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств (п. 16 Перечня санкций к Договору о финансовом обеспечении ОМС).
В силу ч. 6 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), страховая медицинская организация не вправе производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для медицинской организации решением Комиссии по разработке территориальной программы.
В соответствии с Приложением N 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 (далее - Порядок), "предъявление к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы" отнесено к нарушениям с кодом 5.3.2., включенным в Раздел 5, за которые п. 148 Правил ОМС предусмотрена санкция в виде полной неоплаты услуг.
При этом пунктом 122 Правил ОМС на медицинскую организацию возложена обязанность представлять в страховую медицинскую организацию счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов медицинской помощи, распределенных медицинской организации Комиссией.
Решением Верховного Суда РФ от 24.09.2019 АКПИ19-568, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.12.2019
АПЛ19-477, пункт 122 признан не противоречащим действующему законодательству в части указания на представление счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в пределах объе
мов медицинскои
помощи, распределенных медицинскои
организации комиссиеи
по разработке территориальнои
программы ОМС.
Таким образом, ни действующее законодательство РФ в сфере ОМС, ни Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенный между сторонами по делу по типовой форме, ни договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенный между ООО "Капитал МС" и МГФОМС по типовой форме, не предоставляют страховой медицинской организации право производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для медицинской организации решением Комиссии, а медицинской организации требовать производства такой оплаты от страховой медицинской организации.
Кроме того, судами установлено, что в соответствии с п. 4.3 договора страховая медицинская организация обязуется проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинской организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинскою страхования в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ, и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в медицинскую организацию в сроки, определенные порядком организации контроля.
Медико-экономический контроль был осуществлен ответчиком, что подтверждается представленным в материалы дела актами медико-экономического контроля за период с июля по декабрь 2019 года.
Согласно указанным актам, ответчиком установлено нарушение истцом условий договора, а именно - предъявление к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением Комиссии на сумму 938 547,36 руб. (код дефекта "5.3.2.", установленный Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты) медицинской помощи, являющегося приложением N 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 и приложением N 3 к Договору).
Действующее законодательство предусматривает порядок обжалования акта медико-экономического контроля, в случае не согласия медицинской организации с ним.
Медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона N 326- ФЗ вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико- экономической кспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
В силу п. 78 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36, руководитель медицинской организации или лицо, его замещающее, рассматривает акт в течение 15 рабочих дней с момента его получения.
При согласии медицинской организации с актом и мерами, применяемыми к медицинской организации, все экземпляры актов подписываются руководителем медицинской организации, заверяются печатью, и один экземпляр с планом мероприятий по устранению нарушений в оказании медицинской помощи, выявленных по результатам экспертизы качества медицинской помощи, направляется в страховую медицинскую организацию/территориальный фонд.
При несогласии медицинской организации с актом подписанный акт возвращается в страховую медицинскую организацию с протоколом разногласий в течение пятнадцати рабочих дней после получения актов экспертиз.
Истец, подписывая акт, признал нарушения со своей стороны условий договора.
Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что истец выразил несогласие с указанным актом, направил в адрес ответчика протоколы разногласий и воспользовался своим правом в обязательном досудебном порядке обжаловать результаты медико-экономического контроля в течение установленного 15-дневного пресекательного срока в МГФОМС.
Таким образом, суды правомерно установили, что ООО "МЯТ" при подаче настоящего искового заявления не соблюдена административная процедура оспаривания акта медико-экономического контроля, составленного ответчиком по результатам проверки реестра счетов на оплату оказанной медицинской помощи и выявления фактов превышения объемов оказанной медицинской помощи, являются законными и обоснованными.
Также судами установлено, что в соответствии с п. 2.20 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.12.2018 No 1703-ПП (далее - Территориальная программа), в рамках Территориальной программы для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется маршрутизация пациентов, обратившихся в медицинские организации (структурные подразделения), участвующие в реализации Территориальной программы и не оказывающие соответствующие медицинские услуги, путем направления в другие медицинские организации (структурные подразделения), участвующие в реализации Территориальной программы, для получения таких медицинских услуг.
Помимо истца указанную медицинскую помощь имеет возможность оказывать также и: АО "Медицина";
- НМИУ онкологии им. Н.Н. Блохина;
- НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева;
- АО "Европейский медицинский центр";
- Московская городская онкологическая больница N 62;
- Городская клиническая больница им. Д.Д. Плетнева;
- НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко;
- НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева; - ООО "ПЭТ-Технолоджи";
- ЦКБ No 2 им. Н.А. Семашко ОАО "РЖД";
- ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова;
- Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко;
- Центральная клиническая больница Российской академии наук.
При отсутствии объемов медицинской помощи истец должен был информировать граждан о возможности получения необходимой медицинской помощи в других медицинских организациях, оказывающих аналогичную помощь в рамках ОМС в городе Москве.
В этой связи перераспределение объемов медицинской помощи является обязательным в случаях, когда оказание соответствующей медицинской помощи не может быть перенесено на более поздние периоды. Обязанность доказывания данных обстоятельств лежит на медицинской организации.
Вместе с тем доказательств того, что ООО "МЯТ" медицинская помощь оказана в экстренном порядке, судами не установлено.
Как следует из лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной истцом, истец оказывает услуги по позитронно-эмисионной томографии, совмещенной с рентгеновской компьютерной томографией (ПЭТ/КТ).
Регламент организации направления пациентов на позитронно-эмиссионную томографию, совмещенную с рентгеновской компьютерной томографией, утвержден приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 17.04.2017 No 289 (далее - Регламент).
Согласно п. 1 Регламента позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с рентгеновской компьютерной томографией (далее - ПЭТ/КТ), является медицинской услугой, которая может быть оказана застрахованному лицу за счет средств обязательного медицинского страхования по медицинским показаниям.
Пунктом 3 Регламента установлено, что направление на исследование (приложение 3 к Регламенту) должно содержать обоснование проведения ПЭТ/КТ, данные пациента, цель исследования, тип исследования, полный диагноз заболевания, его стадию, фазу лечения, даты лечения, анамнез, результат морфологического исследования (за исключением диагнозов в перечне показаний при направлении пациентов на ПЭТ/КТ, не требующих морфологического подтверждения, - см, примечания в приложении 1 к Регламенту), результаты диагностических исследований, подтверждающих диагноз.
Таким образом, форма направления не содержит сведений о конкретной медицинской организации, в которую направляется застрахованное лицо.
В соответствии с п. 11 Регламента срок действия направления - 3 месяца с даты выдачи, в этой связи доводы Истца о том, что ему необходимо выдавать новое направление в случае превышения объемов медицинской помощи и объемо финансового обеспечения являются необоснованными.
Пунктом 8 Регламента установлено, что маршрутизация пациентов для проведения позитронно-эмиссионной томографии, совмещенной с рентгеновской компьютерной томографией, и запись на исследования осуществляется Единым координационным центром (приложение 2 к Регламенту).
Приложением N 2 к Регламенту утверждены правила маршрутизации пациентов для проведения ПЭТ/КТ.
В соответствии с указанным приложением к Регламенту перечень медицинских организаций города Москвы, организующих проведение позитронно-эмиссионной томографии, совмещенной с рентгеновской компьютерной томографией, с указанием контактных данных размещен на сайте Департамента здравоохранения города Москвы. Маршрутизация пациентов для проведения позитронно-эмиссионной томографии, совмещенной с рентгеновской компьютерной томографией, осуществляется Единым координационным центром.
Таким образом, маршрутизация пациентов предусмотрена как Регламентом, так и пунктом 2.20 Территориальной программы.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. При этом выводы суда об установленных обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемом в кассационном порядке судебных актов по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А40-69798/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Медико-экономический контроль был осуществлен ответчиком, что подтверждается представленным в материалы дела актами медико-экономического контроля за период с июля по декабрь 2019 года.
Согласно указанным актам, ответчиком установлено нарушение истцом условий договора, а именно - предъявление к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением Комиссии на сумму 938 547,36 руб. (код дефекта "5.3.2.", установленный Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты) медицинской помощи, являющегося приложением N 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 и приложением N 3 к Договору).
...
В силу п. 78 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36, руководитель медицинской организации или лицо, его замещающее, рассматривает акт в течение 15 рабочих дней с момента его получения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф05-24583/21 по делу N А40-69798/2020