город Москва |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А40-59384/21-93-428 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Южный парк": Кривошеина Б.В. (дов. от 23.03.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 09 ноября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2021 г.,
по делу N А40-59384/21-93-428
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южный парк"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным уведомления,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Южный парк" (далее - ООО "Южный парк", общество, заявитель) является арендатором земельного участка площадью 170 125 кв.м с кадастровым номером 50:27:0020451:261, расположенного по адресу: Московская обл., Подольский район, сельское поселение Рязановское, деревня Мостовское, д. 2 (далее - земельный участок) на основании договора о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 12 ноября 2014 г. (далее - договор), заключенного с закрытым акционерным обществом "Знамя Подмосковья" (далее - ЗАО "Знамя Подмосковья"), в соответствии с которым ЗАО "Знамя Подмосковья" (сторона 1) передает все свои права и обязанности по договору аренды земельного участка от 08 ноября 2011 г. N М-11-039255 (предыдущий номер договора 196ю/2011), а также по дополнительному соглашению от 01 июля 2012 г. N М-11-039255 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08 ноября 2011 г. N 196ю/2011 ООО "Южный парк" (сторона 2) (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора договор аренды от 08 ноября 2011 г. N М-11-039255 (предыдущий номер договора 196ю/2011), а также дополнительное соглашении от 01 июля 2012 г. N М-11-039255 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08 ноября 2011 г. N 196ю/2011 зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) 28 июня 2012 г. за регистрационным номером 50-50-27/059/2012-005 и 11 февраля 2013 г. регистрационный номер 77-77-14/004/2013-249 соответственно.
Вышеуказанный договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Москве 16 марта 2015 г. за государственным номером 77-77/017-77/017/049/2015-746/3.
03 июня 2019 г. между Департаментом городского имущества города Москвы (Арендодатель) и ООО "Южный парк" (Новый Арендатор) было заключено дополнительное соглашение N М-11-039255 к договору аренды земельного участка от 08 ноября 2011 г. N М 11-039255 (далее - дополнительное соглашение), в соответствии с которым стороны определили, что права и обязанности по договору аренды земельного участка от 08 ноября 2011 г. N М 11-039288 в полном объеме переходят к ООО "Южный парк" (пункт 1 дополнительного соглашения).
Пунктом 2 дополнительного соглашения сторонами внесены изменения в пункт 1.1. раздела 1 "Предмет договора" договора аренды земельного участка от 08 ноября 2011 г. N М 11-039288 в части местонахождения земельного участка с "Московская область, Подольский район, сельское поселение Рязановское, деревня Мостовское, дом 2" на "город Москва, поселение Рязановское, д. Мостовское, дом 2" и в категорию земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с выпиской из ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261 составляет 170 125 кв.м, а по координатам площадь составляет 170 109 кв.м., разность площадей составляет 16 кв.м, что не превышает величину предельной допустимой погрешности определения площади земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка общество обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете от 29 октября 2020 г. N КУВД-001/2020-21767875, представив соответствующим межевой план.
Уведомлением от 10 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-21767875/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственной регистрации в отношении вышеуказанного объекта недвижимости - земельного участка в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), с указанием на то, что представленный межевой план подготовлен с нарушением статьи 22 Закона о государственной регистрации, а также Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 г. N 921 (далее - Требования), а именно:
- в нарушение части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации, документы, включенные в приложения состав межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261;
- в нарушение пункта 70 Требований в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка;
- в нарушение пункта 60 Требований публикация в печатном издании извещения о проведении собрания о согласовании границ земельного участка не может быть принята в качестве доказательства согласования, поскольку указанный способ извещения является чрезвычайным и призван обеспечить необходимые гарантии уведомления заинтересованных лиц в случае, если индивидуальное оповещение об этом событии путем направления почтового отправления возможно или же не дало позитивного результата;
- в нарушение пункта 75 Требований в разделе "Схема расположения земельных участков" неверно приведено обозначение земельных участков в пределах указанной территории;
- в нарушение пункта 33 Требований в реквизите "3" раздела "Исходные данные" указаны сведения о средствах измерений, в частности, реквизиты свидетельства о проверке приборов (инструмента, аппаратуры), дата которого: 08 октября 2019 г. при этом привязка к использованным при подготовке межевого плана пунктам и знакам геодезической сети была осуществлена 04 июня 2019 г.;
- в нарушение пункта 45 Требований приведены неполные сведения об описании происхождения части границ земельного участка;
- в нарушение пункта 72 Требований графическая часть межевого плана наполнена без применения специальных условных знаков;
- в нарушение пункта 84 Требований в разделе "Акт согласования местоположения границы земельного участка" при участии в согласовании местоположения границы земельного участка представителя заинтересованного лица, полномочия которого основаны на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в разделе "Акт согласования после указания его фамилии и инициалов указываются: слова "по доверенности", фамилия и инициалы физического лица или наименование юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, выдавших доверенность, и дата выдачи доверенности (если полномочия представителя основаны на доверенности, выданной заинтересованным лицом, указанным в части 3 статьи 39 Закона о кадастре);
- в нарушение пункта 57 Требований в представленной xml-схеме в строке "Иные сведения" реквизита "3" раздела "Сведении об уточняемых земельных участках" некорректно приведены сведения об ограничении (обременении) уточняемого земельного участка;
- в нарушение пункта 66 Требований в реквизите "3" раздела "Сведения о частях земельного участка" характеристика части земельного участка указывается на основании: сведений ЕГРН в отношении существующих частей земельных участков, которые сохраняются в уточняемых границах на измененных или уточняемых земельных участках. Однако в нарушение пункта 2 и 66 Требований характеристики части уточняемого земельного участка не соответствуют сведениям ЕГРН;
- в нарушение пункта 18 Требований электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять и в полном объеме прочитать текст документа и распознать ею реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноценный режим с разрешением 300 dpi.
Для устранения причин приостановления заявителю рекомендовано представить межевой план, оформленный в соответствии Законом о государственной регистрации и Требованиями.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 10 февраля 2021 г. N КУВД-001/2020-21767875/3 отказало ООО "Южный парк" в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261 на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ООО "Южный парк" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Рязановское, д. Мостовское, д. 2, на основании заявления ООО "Южный парк".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие у регистрационного органа оснований по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, поскольку представленный межевой план подготовлен с нарушением Требований.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Южный парк" с доводами кассационной жалобы не согласились.
Представители Управления Росреестра по Москве и Департамента городского имущества города Москвы в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Южный парк", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушаеют права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261.
Судами установлено, что представленные на регистрацию документы с достоверностью подтверждали обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка.
Так, к межевому плану приложены постановления (копии) от 16 июня 1998 г. N 496, от 26 июня 2009 г. N 1368, от 05 февраля 2010 г. N 171, от 04 октября 2011 г. N 2868, на основании которых участок предоставлен в аренду, а также договор аренды и проект упорядочения границ земельных участков ЗАО "Знамя Подмосковья".
В ходе проведения кадастровых работ установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261 образованы с 08 сентября 2009 г., существуют в неизменном виде с даты формирования и предоставления земельного участка.
Границы земельного участка были уточнены в точках н1 - н10 с целью исключения чересполосицы и пересечений со смежными земельными участками. Данные точки были ранее установлены при межевании смежных земельных участков.
Относительно нарушений пункта 70 Требований судами указано на то, что реквизиты уточнения границ земельного участка приведены в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При проведении кадастровых работ было установлено, что границы уточняемого земельного участка на местности не закреплены объектами искусственного и природного происхождения. Точки н1-н10 уточняемого земельного участка являются "старыми" точками смежных земельных участков, сведения о которых достаточны для определения их местоположения. Во избежание чересполосицы и пересечений кадастровым инженером принято решение "свести" точки смежных земельных участков. Координаты остальных точек уточняемого земельного участка остались прежними.
Судами также указано на отсутствие нарушений пункта 62 Требований, поскольку для получения информации о правообладателях смежных земельных участков были получены выписки из ЕГРН, а также направлено официальное письмо в Росреестр с просьбой предоставить информацию об адресе смежных землепользователей, в связи с тем, что в выписках из ЕГРН сведения об адресах электронной почты и о почтовых адресах правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0000000:736, 50:27:0000000: 738, 50:27:0000000:735 и 50:27:0020418:214 отсутствуют, на запрос о предоставлении этих сведений Росреестр письмом от 24 сентября 2019 г. N 21-3112/19 ответил отказом.
Судами также дана обоснованная оценка доводам регистрационного органа относительно нарушений пунктов 18, 33, 45, 57, 60, 66, 75, 84 Требований.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку у Управление Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений земельного участка по указанным в обжалуемом решении основаниям.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2021 г. по делу N А40-59384/21-93-428 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно нарушений пункта 70 Требований судами указано на то, что реквизиты уточнения границ земельного участка приведены в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При проведении кадастровых работ было установлено, что границы уточняемого земельного участка на местности не закреплены объектами искусственного и природного происхождения. Точки н1-н10 уточняемого земельного участка являются "старыми" точками смежных земельных участков, сведения о которых достаточны для определения их местоположения. Во избежание чересполосицы и пересечений кадастровым инженером принято решение "свести" точки смежных земельных участков. Координаты остальных точек уточняемого земельного участка остались прежними.
Судами также указано на отсутствие нарушений пункта 62 Требований, поскольку для получения информации о правообладателях смежных земельных участков были получены выписки из ЕГРН, а также направлено официальное письмо в Росреестр с просьбой предоставить информацию об адресе смежных землепользователей, в связи с тем, что в выписках из ЕГРН сведения об адресах электронной почты и о почтовых адресах правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0000000:736, 50:27:0000000: 738, 50:27:0000000:735 и 50:27:0020418:214 отсутствуют, на запрос о предоставлении этих сведений Росреестр письмом от 24 сентября 2019 г. N 21-3112/19 ответил отказом.
Судами также дана обоснованная оценка доводам регистрационного органа относительно нарушений пунктов 18, 33, 45, 57, 60, 66, 75, 84 Требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф05-26593/21 по делу N А40-59384/2021