город Москва |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А40-153603/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Кольцовой Н.Н., Ядренцевой М.Д.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "ТПК Парис" - Афанасьев Д.А. по дов. от 30.03.2021,
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы - Дубчак Р.В. по дов. от 23.12.2020,
от третьего лица: Правительства Москвы - Дубчак Р.В. по дов. от 22.12.2020,
рассмотрев 10 ноября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 26 февраля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 15 июля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТПК Парис"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды, обязании произвести перерасчет арендной платы по договору,
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ТПК Парис" (далее - истец, ООО "ТПК Парис") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) с иском о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м./год по договору аренды от 16.01.2002 N 09-00018/02, начиная с 01.01.2018 по 24.01.2019, и обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды от 16.01.2002 N 09-00018/02, исходя из льготной ставки арендной платы за период с 01.01.2018 по 24.01.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят названные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов заявители указывают, что, подписав дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды, которым установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда, стороны фактически выразили свою волю, согласившись с его условиями, в том числе и по размеру ставки арендной платы; требования ООО "ТПК Парис" уже были предметом рассмотрения суда в рамках дела N А40-249417/18; в связи с имеющейся задолженностью по арендной плате по состоянию на 01.01.2018 истец утратил право на имущественную поддержку, таким образом, вывод судов о соответствии истца критериям, которые установлены для применения льготной ставки, несостоятелен.
ООО "ТПК Парис" представило отзыв с возражениями на кассационную жалобу, в котором указало, что в рамках дела N А40-249417/18 суд установил, что в 2018 году истец имел право оплачивать арендную плату в размере 4 500 руб. за кв.м. в год, что соответствует льготной ставке арендной платы в соответствии с пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП; заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия договора и изменении сведений о размере рыночной ставки арендной платы согласно Постановлению N 800-ПП не является основанием для утраты обществом права на имущественную поддержку; Постановление N 800-ПП в редакции, действующей с 2018 года, не содержит требования о необходимости обращения в Межведомственную комиссию; согласно сверке расчетов задолженность по арендной плате по состоянию на 01.01.2018 отсутствует, а имелась переплата в размере 50 000 руб.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика и третьего лица поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель истца возражал против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "ТПК Парис" (арендатор) и Департаментом (арендодатель) заключен договор от 16.01.2002 N 09-00018/02 аренды нежилых помещений общей площадью 133,2 кв.м., расположенных по адресу: г. Москва, ул. Митинская, д. 57 (этаж 1, пом. IX, комн. 1 - 16).
Дополнительным соглашением от 15.07.2015 срок действия договора продлен до 30.06.2025, а также с 16.07.2015 установлена ставка арендной платы за 1 кв.м. в год, равная 11 243 руб., без учета НДС, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях аренды.
ООО "ТПК Парис", являясь субъектом малого предпринимательства, 17.07.2020 обратилось в Департамент с заявлением о перерасчете арендной платы по льготным ставкам, установленным постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, а также о возврате излишне уплаченной суммы арендной платы по договору.
Департамент письмом от 12.08.2020 уведомил общество, что размер ставки арендной платы определен сторонами в дополнительном соглашении.
Истец, полагая, что как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, имеет право вносить арендные платежи из расчета 4 500 руб. за 1 кв.м. за период с 01.01.2018 по 24.01.2019, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив подлежащие применению в данном случае нормы права и разъяснения, нормативные акты, регулирующие порядок предоставления спорной льготы, установили наличие оснований для применения в отношении арендуемых истцом помещений льготной ставки арендной платы и произведения перерасчета арендной платы, исходя из такой ставки.
При этом суды исходили из установленных обстоятельств того, что истец является субъектом малого предпринимательства, арендуемые им помещения менее 300 кв.м., а договор аренды заключен без проведения торгов; в соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" истцу не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, так как истец подпадает под критерии пункта 1.1 Постановления N 800-ПП, льготная ставка арендной платы должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически; само по себе заключение сторонами дополнительного соглашения о продлении срока аренды с установлением рыночной ставки арендной платы не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1; доказательств того, что истец в спорный период перестал отвечать критериям, указанным в Постановлении N 800-ПП, для предоставления льготной ставки арендной ставки, ответчиком не представлено.
Установив названные обстоятельства, суды пришли к выводу, что в отношении истца может применяться ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2018 по 24.01.2019, в связи с чем, удовлетворили исковые требования, признав за истцом право на применение льготной ставки арендной платы и обязав ответчика произвести соответствующий перерасчет арендной платы.
Кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами, не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Ссылка заявителей кассационной жалобы на преюдициальность судебного акта по делу N А40-249417/18 и доводы о необходимости прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несостоятельны, поскольку в рамках вышеуказанного дела вопрос о применении к ООО "ТПК Парис" имущественной поддержки в размере 4 500 руб. кв. м. в год на 2018 год не рассматривался судами, предметы и основания исков по настоящему делу N А40-153603/20 и делу N А40-249417/18 различны.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены судом округа и отклонены, поскольку уже были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по делу N А40-153603/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив подлежащие применению в данном случае нормы права и разъяснения, нормативные акты, регулирующие порядок предоставления спорной льготы, установили наличие оснований для применения в отношении арендуемых истцом помещений льготной ставки арендной платы и произведения перерасчета арендной платы, исходя из такой ставки.
При этом суды исходили из установленных обстоятельств того, что истец является субъектом малого предпринимательства, арендуемые им помещения менее 300 кв.м., а договор аренды заключен без проведения торгов; в соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" истцу не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, так как истец подпадает под критерии пункта 1.1 Постановления N 800-ПП, льготная ставка арендной платы должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически; само по себе заключение сторонами дополнительного соглашения о продлении срока аренды с установлением рыночной ставки арендной платы не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1; доказательств того, что истец в спорный период перестал отвечать критериям, указанным в Постановлении N 800-ПП, для предоставления льготной ставки арендной ставки, ответчиком не представлено.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по делу N А40-153603/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2021 г. N Ф05-26211/21 по делу N А40-153603/2020