• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2021 г. N Ф05-25209/21 по делу N А40-6182/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) был заключен государственный контракт от 20.12.2016 N 1618187375132554164000000 на выполнение строительно-монтажных работ. В соответствии с пунктом 3.1 контракта, его цена составляет 5.999.155.650 руб. Согласно пункту 2.1 контракта, генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ"). Пунктом 5.2 контракта были установлены сроки выполнения обязательств: выполнение строительно-монтажных работ - 03.12.2018; подписание итогового акта приемки выполненных работ - 17.12.2018. Однако, контракт был расторгнут по соглашению сторон 07.09.2020. Согласно пунктам 2.1 - 2.3 соглашения о расторжении контракта от 07.09.2020, генподрядчиком были получены денежные средства в сумме 4.073.088.340 руб., при этом генподрядчиком было выполнено, заказчиком принято, а государственным заказчиком было проведено по бюджетному учету в счет расчетов по контракту работ на сумму 3.139.168.834,35 руб., в связи с чем задолженность генподрядчика составляет 933.919.505,65 руб. В соответствии с пунктом 3 соглашения о расторжении, указанная задолженность подлежит возврату на счет государственного заказчика в течение 5 календарных дней с даты подписания соглашения о расторжении (до 15.09.2020). Однако, задолженность на счет государственного заказчика не была возвращена. Претензия, направленная в адрес ответчика, была оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, который был удовлетворён частично, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования в части, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 395, 450, 1102, 1107 ГК РФ, правомерно исходил из того, что авансирование работ было произведено государственным заказчиком до расторжения контракта, при этом генподрядчиком работы в полном объеме не были выполнены, в связи с чем уплаченная сумма неотработанного аванса подлежит возврату истцу по правилам об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.

Таким образом, поскольку правовых оснований для удержания аванса в размере 933.919.505,65 руб. у генподрядчика не имелось, то суд в обжалуемых актах обоснованно взыскал данную сумму с последнего, чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция.

Кроме того, истец на основании п.4.18.3 контракта начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4.633.218,30 руб. за период с 15.09.2020 по 27.10.2020.

Между тем, суд пришел к верному выводу об отказе во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по 06.10.2020 в связи с введением в отношении ответчика, как системообразующей организации российской экономики, моратория на возбуждение дела о банкротстве, повлекшего прекращение начисления финансовых санкций за неисполнение денежных обязательств.

Так, согласно пункту 1 статьи 9.1. Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности", для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом б) пункта 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", в отношении организаций, включенных в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Мораторий вводится на срок со дня официального опубликования Постановления N 428 и действует в течение 6 месяцев, то есть на период с 06.04.2020 по 06.10.2020 включительно. При этом ответчик был включен в перечень системообразующих организаций российской экономики.

Таким образом, суд в обжалуемых актах верно установил, что в период с 06.04.2020 г. по 06.10.2020 г. в отношении АО "Главное управление обустройства войск" был введен мораторий на возбуждение дела о банкротстве, в связи с чем не может быть удовлетворено требование истца о взыскании неустойки (процентов за пользование чужими денежными средствами ст.395 ГК РФ) за период с 06.04.2020 г. по 06.10.2020 г., а поэтому с ответчика правомерно была взыскана неустойка, начисленная лишь за период с 07.10.2020 по 27.10.2020, в размере 2.277.385,68 руб."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2021 г. N Ф05-25209/21 по делу N А40-6182/2021