город Москва |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А40-53316/21-72-340 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2021 г.,
по делу N А40-53316/21-72-340
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
к акционерному обществу "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Почта России" (далее - АО "Почта России", общество, оператор связи) осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии от 11 апреля 2018 г. N 162571 (далее - лицензия), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, согласно пункту 5 которой лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу, административный орган) от 29 декабря 2020 г. N 218-нд проведено плановое систематическое наблюдение в отношении АО "Почта России" - ОПС Старобжегокай 385112 УФССП Республики Адыгея (филиал) с целью исполнения и соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности.
В ходе проведения должностными лицами административного органа проверки установлено нарушение на сети почтовой связи - ОПС Старобжегокай 385112 УФССП Республики Адыгея - филиал АО "Почта России" требований пункта 2 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 04 июня 2018 г. N 257, выразившихся в нарушении сроков выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков (на этапе выемки до четырех дней замедлено 2 (два) письма).
Результаты планового систематического наблюдения зафиксированы в акте (заключении) мониторинга от 20 февраля 2021 г. N 01-004-ОПС/ПЯ.
11 марта 2021 г. Управлением Роскомнадзора по Южному федеральному округу в отношении АО "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении N АП-23/11/832 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2021 г., заявленные требования удовлетворены. АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 32 000 руб.
В кассационной жалобе "АО "Почта России" просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции трехмесячного срока привлечения общества к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Частью 1 статьи 46 Закона о связи установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции утверждены Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04 июня 2018 г. N 257 (далее - Нормативы).
Пунктом 2 Нормативов установлены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции, которые составляют:
а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:
на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день;
на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день;
на территории иных поселений - не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день.
б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи - в соответствии с частотой обмена и перевозки письменной корреспонденции между объектами почтовой связи.
Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях АО "Почта России" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку обществом допущены нарушения требований пункта 2 Нормативов и пункта 5 лицензии, выразившиеся в нарушении сроков выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Размер штрафа определен с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели.
В кассационной жалобе АО "Почта России" приведен довод об истечении срока привлечения к административной ответственности, указывая на то, что решение суда первой инстанции изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 г.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку датой совершения правонарушения является 13 февраля 2021 г., на что указано в протоколе об административном правонарушении N АП-23/11/832 от 11 марта 2021 г., а резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принята 12 мая 2021 г.
Датой принятия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности, рассмотренному в порядке упрощенного производства, является дата вынесения и подписания судом резолютивной части решения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 302-АД18-16781).
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2021 г. по делу N А40-53316/21-72-340 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Почта России" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях АО "Почта России" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку обществом допущены нарушения требований пункта 2 Нормативов и пункта 5 лицензии, выразившиеся в нарушении сроков выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков.
...
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели.
...
Датой принятия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности, рассмотренному в порядке упрощенного производства, является дата вынесения и подписания судом резолютивной части решения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 302-АД18-16781).
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2021 г. по делу N А40-53316/21-72-340 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Почта России" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 ноября 2021 г. N Ф05-21515/21 по делу N А40-53316/2021