город Москва |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А40-285394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Свиридов А.С. по дов. от 11.10.2021;
от третьих лиц: 1. Яковлева М.П. по дов. от 23.04.2021; 2. Захарова Н.В. по дов. от 11.01.2021;
рассмотрев 16 ноября 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы ИФНС России N 43 по г. Москве и ФНС России
на решение от 30 апреля 2021 года
Арбитражного суда г. Москвы,
на постановление от 03 августа 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Атлас"
к Федеральной налоговой службе
третьи лица: 1. Департамент торговли и услуг города Москвы, 2. ИФНС России N 43 по г. Москве
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
решением от 30 апреля 2021 года, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд города Москвы взыскал с Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "АТЛАС" убытки в размере 65000 руб., а также 2600 руб. расходов по госпошлине.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2021 года, решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационными жалобами ИФНС России N 43 по г. Москве и ФНС России.
ИФНС России N 43 по г. Москве и ФНС России в своих кассационных жалобах просят суд округа отменить решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда и принять новый судебный акт, согласно которому в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный заявитель не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.
Письменные отзывы представлены в материалы дела.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, в силу статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ и Постановления Правительства Москвы от 18 января 2011 г. N 9-ПП Департамент на территории города Москвы является лицензирующим органом в области розничной продажи алкогольной продукции.
Суды установили, что 13.05.2019 ООО "АТЛАС" обратилось в Департамент с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на объект лицензирования "Магазин", расположенный по адресу: г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 11, стр. 1, этаж 1, часть комнаты 2, комнаты 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 подвал, комнаты 19, 21 (заявление зарегистрировано за N 355-ПЛ от 13.05.2019).
В соответствии с п. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, или лицензиата, представившего заявление о выдаче временного разрешения на право завершения полного цикла производства дистиллятов или на право завершения выдержки винодельческой продукции, а также на хранение и поставку указанных дистиллятов или винодельческой продукции, в случаях, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Согласно п. 4 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что 07.06.2019 на основании Распоряжения от 14.05.2019 N 1531 Департаментом составлен Акт внеплановой документарной проверки соискателя лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в п. 2 которого указано о наличии у ООО "АТЛАС" задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней штрафов за нарушение законодательства российской Федерации о налогах и сборах на первое число месяца (01.05.2019) и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган запроса (заявления) о выдаче лицензии (13.05.2019), подтвержденной информацией, полученной через электронный сервис ФНС России с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия города Москвы (идентификационные номера обращений - 88d3bl54-f70f-320e-e050-12ac0285206d и 88d3bl54-f71e-320e-e050-12ac0285206d от 14.05.2019.
Пунктом 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа, является основанием для отказа в продлении срока действия лицензии.
Указанной нормой законодатель указал в какой форме, может быть получен документ из налогового органа, а именно в форме электронного документа. Другие документы, в том числе на бумажном носителе учитываться не могут, в том числе представленные соискателем лицензии или лицензиатом, обратившимся за продлением лицензии; что единственным поставщиком данных услуг для других ведомств при оказании государственных услуг и (или) исполнении государственных функций является ФНС России. Данные других налоговых органов (территориальных управлений) не учитываются; что проверка достоверности сведений, представленных налоговым органом в рамках межведомственного взаимодействия, в полномочия лицензирующего органа не входит.
Задолженность, препятствующая принятию решения о выдаче лицензии, может наличествовать как по налогу, так и по пеням или штрафам. Задолженность по ним может быть как в отдельности, так и в совокупности.
При этом согласно положениям ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ размер задолженности юридического значения не имеет.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что Департамент на основании межведомственного взаимодействия направил 2 запроса в ФНС России с просьбой представить информацию об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по состоянию на 01.05.2019 и 13.05.2019 (дату обращения в лицензирующий орган).
На запросы Департамента 14.05.2019 поступили ответы ФНС России о том, что у ООО "АТЛАС" по состоянию на 01.05.2019 и 13.05.2019 имеется задолженность.
Ответы на запросы были получены Департаментом в виде справок, по Форме утвержденной Приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@. Указанные справки, в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ от 06.04.2011 "Об электронной подписи" и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 N 852, заверены усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью с использованием закрытого ключа подписи, позволяющего проверить отсутствие искажения информации в электронном документе.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2012 N 210-ФЗ и письма Министерства финансов Российской Федерации от 03.10.2012 N ММВ-22-8/76@ "Об отмене порядка" ФНС России является единственным органом, уполномоченным представлять информацию для иных органов государственной власти при оказании ими государственных услуг и (или) исполнения государственных функций.
Таким образом, только ФНС России может и обязано предоставить достоверную и полную информацию, по вопросу наличия задолженности перед бюджетом у ООО "АТЛАС" по состоянию на 01.05.2019 и 13.05.2019 с учетом всех территориальных подразделений на всей территории Российской Федерации.
На основании полученных ответов надлежащего налогового органа (ФНС России) Департамент принял решение от 11.06.2019 N 23-01-20-355-ПЛ/Р об отказе в предоставлении государственной услуги, по основанию: наличие у ООО "АТЛАС" на первое число месяца (01.05.2019) и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган запроса (заявления) о продлении лицензии (13.05.2019) задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов.
Суды установили, что в данном случае спор не связан с признанием обязанности Общества по уплате налогов и сборов исполненной, поскольку у Департамента имелись основания для отказа в выдаче лицензии, установленные пп. 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Департамент на дату принятия решения не располагал никакой иной информацией из ФНС России (в том числе ее структурных подразделений - УФНС России по г. Москве и ИФНС России N 43 по г. Москве), подтверждающей отсутствие задолженности у Общества.
Как обоснованно указано судами, при принятии указанного решения Департамент действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения, возникающие между органами исполнительной власти и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования деятельности в области оборота алкогольной продукции.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, что ссылка ФНС России и ИФНС России N 43 по г. Москве на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 310-КГ18-7101, согласно которой "...вывод об отсутствии задолженности мог быть сделан и лицензирующим органом, с должностных лиц которого не снимается обязанность правильно устанавливать состояние расчетов с бюджетом по результатам анализа информации, представляемой заявителем и (или) полученной от налоговых органов в порядке межведомственного взаимодействия", необоснованна и не правомерна, поскольку указанные выводы сделаны судом при рассмотрении конкретного дела отличного от настоящего, как по фактическим обстоятельствам дела, так и по предмету доказывания.
Кроме того, на дату принятия решения от 11.06.2019 N 23-01-20-355-ПЛ/Р Департамент никакой иной информацией из налоговых органов и от Заявителя о наличии/отсутствии у ООО "АТЛАС" задолженности не располагал.
Как обоснованно указано судами, доводы ИФНС России N 43 по г. Москве со ссылкой на п. 2.5.1.1.1.2.4 Административного регламента предоставления государственной услуги, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 N 59-ПП о том, что Общество не представило в Департамент полученные 23.07.2019 сведения об отсутствии задолженности, противоречат требованиям Федерального закона N 171-ФЗ, Федерального закона N 210-ФЗ и указанного Административного регламента, согласно которым сведения о наличии или отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов получаются исключительно уполномоченным должностным лицом Департамента с использованием межведомственного информационного взаимодействия, при этом требовать представления указанных сведений от соискателя лицензии не допускается, равно как и не предусмотрено их представление заявителем по собственной инициативе.
Общество воспользовалось правом, предусмотренным главой 2.1 Федерального закона N 210-ФЗ на внесудебное обжалование заявителем решений органа, предоставляющего государственную услугу, и обратилось в Департамент с соответствующими жалобами от 13.06.2019 N 01-7513/9, от 17.06.2019 N 01-7513/9-1 и от 18.06.2019 N 01-7513/9-2.
В обоснование своих доводов об отсутствии задолженности по налогам и сборам ООО "АТЛАС" представило в Департамент справки ИФНС России N 43 по г. Москве N 939689, N 70497 и письмо от 14.06.2019 N 27-42/1/036928.
Вместе с тем, представленные ООО "АТЛАС" справки ИФНС России N 43 по г. Москве свидетельствуют об отсутствии у Общества задолженности по уплате налогов и сборов по состоянию на 11.05.2019 и 12.05.2019 и не содержат информации о наличии/отсутствии задолженности по состоянию на 01.05.2019 и 13.05.2019.
Суды установили, что представленное письмо от 14.06.2019 N 27-42/1/036928 свидетельствует об отсутствии у Общества задолженности по уплате налогов и сборов по состоянию на 13.05.2019, однако не содержит информации об отсутствии задолженности по состоянию на 01.05.2019, кроме того представлено в Департамент после принятия обжалуемого решения от 11.06.2019 N 23-01-20-355-ПЛ/Р, а также получено вне рамок предусмотренного ст. 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, как верно указали суды, в соответствии с положениями Федерального закона N 210-Ф и Федерального закона N 171-ФЗ представленные справки и письмо ИФНС России N 43 по г. Москве не предусмотрены в качестве документов, свидетельствующих об отсутствии/наличии задолженности по налогам и сборам.
В рамках рассмотрения жалоб общества Департаментом получены сведения через электронный сервис ФНС России от 18.06.2019 о наличии у ООО "АТЛАС" задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по состоянию на 01.05.2019 и 13.05.2019.
Письмом от 03.07.2019 N 01-7513/9 Департамент проинформировал Общество об отсутствии оснований для пересмотра принятого решения об отказе ООО "АТЛАС" в предоставлении государственной услуги.
Письмо ИФНС России N 43 по г. Москве от 14.06.2019 N 27-42/1/036928 о наличии технической ошибки в отражении задолженности, получено Обществом после принятия обжалуемого решения от 11.06.2019 N 23-01-20-355-ПЛ/Р.
Таким образом, именно действия налогового органа по представлению Департаменту недостоверных сведений явились основанием для отказа Обществу в предоставлении государственной услуги.
При этом отражение в справках ФНС России информации о наличии задолженности ввиду технической ошибки по своевременному зачислению торгового сбора, в отсутствие фактической задолженности по состоянию на 13.05.2019, не означает нарушение Департаментом положений пп. 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, что доводы ИФНС России N 43 по г. Москве о том, что заявленные к взысканию денежные средства не являются убытками и в настоящем деле отсутствуют доказательства наличия убытков, а также отсутствии причинно-следственной связи между действиями налоговых органов и возникшими убытками, неправомерны.
В соответствии с письмом ИФНС России N 43 по г. Москве от 14.06.2019 N 27-42/1/036928 фактическая задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 13.05.2019 у ООО "АТЛАС" отсутствует и была отражена ввиду технической ошибки по своевременному зачислению торгового сбора в счет погашения задолженности.
Таким образом, как верно указали суды, в связи с недостоверной информацией, предоставленной ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия, Департамент торговли и услуг отказал ООО "АТЛАС" в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (решение от 11.06.2019 N 23-01-20-355-ПЛ/Р).
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что за предоставление государственной услуги Обществом была уплачена государственная пошлина в размере 65 000 рублей.
Согласно пп. 1 и пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае, если организацией обратившейся с заявлением о выдачи/продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачена государственная пошлина в большем размере, чем предусмотрено в заявлении которое организация подала в лицензирующий орган или отказа лиц уплативших государственную пошлину от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Статья 333.40 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть произведен возврат или зачет государственной пошлины.
Данная статья не предусматривает иных оснований для возврата государственной пошлины, кроме тех, которые в ней указаны.
Такие основания, как возврат госпошлины в случае отказа в предоставлении государственной услуги или возврат государственной пошлины на основании решения суда, не предусмотрено.
Как обоснованно указано судами, государственная пошлина в силу своей правовой природы не является реальным ущербом, ни упущенной выгодой, равно как не может быть признана расходом, произведенным для восстановления нарушенного права.
В случае признания акта госоргана недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите путем признания недействительным такого акта и возмещения убытков или иным предусмотренным законом способом. НК РФ не предусмотрен возврат госпошлины по неустановленным п. 1 ст. 333.40 НК РФ основаниям, следовательно, в результате действий налогового органа по представлению Департаменту недостоверной информации о наличии задолженности, Общество понесло убытки.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационные жалобы удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу положений п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 35 НК РФ определено, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 1 Положения) и является главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 5.14 Положения).
Таким образом, как верно указали суды, по делу о возмещении убытков, причиненных ООО "АТЛАС", надлежащим ответчиком является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды делают правильный вывод об удовлетворении заявленных исковых требований.
В качестве довода жалобы ИФНС России N 43 по г. Москве указано на не выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно фактическое отсутствие задолженности и избрание ООО "АТЛАС" ненадлежащего способа защиты нарушенных прав.
Суды в обжалуемых актах, по мнению кассационной коллегии, правильно установили, что приведенный довод является идентичным изложенной в отзыве на заявление Общества позиции и был полно и всесторонне исследован судами.
Приведенные в кассационных жалобах доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2021 года по делу N А40-285394/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
...
Пунктом 1 статьи 35 НК РФ определено, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 1 Положения) и является главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 5.14 Положения)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2021 г. N Ф05-28193/21 по делу N А40-285394/2019