г. Москва |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А40-211874/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.11.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
судьи Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Торговый дом ЦУМ" - Чикуровой О.А. (представителя по доверенности от 04.02.2021),
от Федеральной антимонопольной службы - Ивановой У.В. (представителя по доверенности от 20.02.2021),
рассмотрев 15.11.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на постановление от 19.05.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А40-211874/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Торговый дом ЦУМ"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Торговый дом ЦУМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - служба) от 15.10.2020 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 22/04/19.8-219/2019 по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе служба просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Как указано в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", при рассмотрении кассационных жалоб на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражный суд кассационной инстанции на основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Исходя из разрешаемого вопроса и принимая во внимание доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, суд округа признал необходимым назначить судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы с явкой представителей лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
В судебном заседании представитель службы поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемое постановление апелляционного суда без изменения.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что постановлением службы от 15.10.2020 по делу об административном правонарушении N 22/04/19.8-219/2019 (13.10.2020 объявлена резолютивная часть постановления, в полном объеме постановление изготовлено 15.10.2020) общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде 50 000 рублей штрафа за непредставление обществом в установленный в требовании от 08.11.2019 N 22/97667/19 срок запрошенных службой информации и документов.
Не согласившись со службой, общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Признавая законным оспариваемое постановление суд первой инстанции признал доказанным состав вмененного административного правонарушения в бездействии (действиях) общества, требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания - соблюденными, исходил из отсутствия оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Отменяя решение суд первой инстанции и принимая новый судебный акт об удовлетворении заявления, апелляционный суд применил двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности и ввиду его пропуска признал незаконным оспариваемое обществом постановление службы. Применяя двухмесячный срок по общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, апелляционный суд исходил из того, что в рассматриваемом случае обществом допущено нарушение в сфере порядка управления.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 статьи 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 19.8 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 25.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) непредставление в срок проверяемым лицом или представление им заведомо недостоверных сведений и информации, истребуемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Признавая законным оспариваемое постановление службы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество, не представив истребуемую службой информацию в полном объеме, а также представив информацию несвоевременно, нарушило требования, предусмотренные частью 3 статьи 25.4 Закона о защите конкуренции, то есть требования антимонопольного законодательства, за нарушение которого частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
При этом суд первой инстанции отметил, что аналогичная правовая позиция приведена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.01.2013 N 1-П, согласно которому наложение штрафа в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ является мерой административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также в котором указано, что за такое нарушение КоАП РФ предусмотрен увеличенный срок давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции также отметил, что из правовой позиции, изложенной в других судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации, также не следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за указанное нарушение, составляет два месяца.
Соглашаясь с судом первой инстанции, суд округа дополнительно принимает во внимание Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2021 N 305-ЭС21-6561 по делу N А40-90920/2020.
Как отмечено в этом Определении Верховного Суда Российской Федерации, включение той или иной правовой нормы, предусматривающей административную ответственность, в главу 19 КоАП РФ "Административные правонарушения против порядка управления" само по себе не свидетельствует о том, что указанная ответственность предусмотрена именно за нарушение против порядка управления, а не за нарушение конкретного вида законодательства, указанного в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в целях исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.
Это следует, как также указано в данном Определении Верховного Суда, и из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определении от 30.06.2020 N 1606-О, и из правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, изложенных соответственно в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 8124/10 и в пункте 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.
При этом и в пункте 17 данного Обзора Верховного Суда Российской Федерации, и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 8124/10, указано на необходимость применения годичного срока давности привлечения к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Актуальность данной правовой позиции подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2021 N 309-ЭС21-15027 по делу N А60-53599/2020.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из годичного срока давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае, при этом данный срок, как следует из решения суда, службой соблюден.
Выводы суда первой инстанции являются правильными. Суд полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им оценку и не допустил неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта.
В связи с этим обжалуемое постановление апелляционного суда на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 285-287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А40-211874/2020 отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2021 по данному делу оставить в силе.
Судья |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено в этом Определении Верховного Суда Российской Федерации, включение той или иной правовой нормы, предусматривающей административную ответственность, в главу 19 КоАП РФ "Административные правонарушения против порядка управления" само по себе не свидетельствует о том, что указанная ответственность предусмотрена именно за нарушение против порядка управления, а не за нарушение конкретного вида законодательства, указанного в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в целях исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.
Это следует, как также указано в данном Определении Верховного Суда, и из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определении от 30.06.2020 N 1606-О, и из правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, изложенных соответственно в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 8124/10 и в пункте 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.
При этом и в пункте 17 данного Обзора Верховного Суда Российской Федерации, и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 8124/10, указано на необходимость применения годичного срока давности привлечения к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Актуальность данной правовой позиции подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2021 N 309-ЭС21-15027 по делу N А60-53599/2020."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 ноября 2021 г. N Ф05-20189/21 по делу N А40-211874/2020