г. Москва |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А40-54535/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.11.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Департамента городского имущества города Москвы - Нагорного В.И. (представителя по доверенности от 29.12.2020), Цебекова А.А. (представителя по доверенности от 30.08.2021),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Сухова Д.А. (представителя по доверенности от 05.05.2021),
рассмотрев 09.11.2021 - 16.11.2021 (объявлялся перерыв) в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 06.07.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 31.08.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-54535/2021
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), в котором с учетом принятых судом уточнений просил признать незаконным уведомление от 03.02.2021 N КУВД-001/2020-20930043/3 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Академика Варги, вл. 26А площадью 1 146 кв. м. с кадастровым номером 77:06:0007007:4755 и обязать зарегистрировать право собственности города Москвы на этот земельный участок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления департамента.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представители департамента возражали в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что департамент обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0007007:4755 площадью 1 146 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Варги, вл. 26А.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.11.2014. На нем расположено здание 77:06:0007007:1027 площадью 1 112,2 кв. м. по адресу: г. Москва, ул. Академика Варги, д. 26а.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) нежилое помещение 77:06:0007007:4590 площадью 1 069 кв. м. в данном здании принадлежат на праве собственности городу Москве (запись государственной регистрации от 04.07.2012) и предоставлено в оперативное управление ГБУ МФЦ (запись государственной регистрации от 30.04.2014).
Также по сведениям ЕГРН в состав здания с кадастровым номером 77:06:0007007:1027 помимо помещения с кадастровым номером 77:06:0007007:4590 (принадлежащего на праве собственности городу Москве), входят также помещения с кадастровыми номерами 77:06:0007007:4315, 77:06:0007007:4316, 77:06:0007007:4317, 77:06:0007007:4318. При этом сведения о зарегистрированных правах на эти помещения отсутствуют.
С учетом этого уведомлением от 03.11.2020 N КУВД-001/2020-20930043 управление сообщило департаменту о приостановлении государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0007007:4755, указав, что в ЕГРН отсутствует информация о государственной регистрации права собственности города Москвы на расположенное на этом земельном участке здание.
В целях устранения причин, препятствующих государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок, департаментом в адрес управления направлено письмо от 24.11.2020 N ДГИ-И-83583/20 с разъяснениями.
Уведомлением от 22.01.2021 управление сообщило департаменту об отказе в снятии приостановления государственной регистрации.
Уведомлением от 03.02.2021 N КУВД-001/2020-20930043/3 управление отказало департаменту в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с указанным заявлением (с учетом уточнения).
Признавая заявление департамента подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления департамента в государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0007007:4755. Департаментом, по мнению судов, при обращении в управление полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Отклоняя при этом доводы управления, суды указали, что отказ в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0007007:4755 по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, поскольку право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке.
В связи с этим, по мнению судов, государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок не нарушает права правообладателя объекта недвижимости обратиться в уполномоченный орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.
Как следует из обжалуемых судебных актов и доводов сторон спора, основанием для обращения департамента за государственной регистрацией права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0007007:4755 послужило то обстоятельство, что в собственности города Москвы находится помещение с кадастровым номером 77:06:0007007:4590 в здании, расположенном на этом земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Между тем, как установлено судами и подтверждено сторонами спора, сведений о праве собственности города Москвы на здание с кадастровым номером 77:06:0007007:1027 общей площадью 1 112,2 кв. м. ЕГРН не содержит, при этом принадлежащее городу Москве помещение с кадастровым номером 77:06:0007007:4590 площадью 1 069 кв. м., является лишь одним из помещений, учтенных в составе данного здания, в нем имеются и другие помещения, не зарегистрированные на каком-либо праве за городом Москвой.
Доводов о принадлежности городу Москве данных помещений департамент не заявлял, документов по этому вопросу не представил.
В связи с этим у судов не имелось оснований для утверждения о том, что это здание находится в собственности города Москвы, и, как следствие, для вывода о возникновении у города Москвы в силу закона права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0007007:4755.
То обстоятельство, что право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано ни за одним из лиц, не давало основание для иного вывода, равно как и последующая необходимость правообладателя объекта недвижимости обратиться в уполномоченный орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка (в порядке приватизации в случае государственной регистрации права собственности города Москвы на этот земельный участок, а не в порядке приобретения земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности).
При этом департамент не пояснил ни управлению, ни судам, что из себя фактически представляют помещения, расположенные в упомянутом здании и не принадлежащие городу Москве.
Таким образом, оспариваемое уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0007007:4755, вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций и доводам департамента, является законным, основано на правильном применении положений земельного законодательства Российской Федерации.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм материального права без направления дела на новое рассмотрение, поскольку судами установлены фактические обстоятельства дела, позволяющие разрешить спор по существу и принять в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления департамента.
Что касается ссылки департамента на постановление суда округа от 18.10.2021 по делу N А40-6956/2021, то оно принято исходя из иных обстоятельств, которые были установлены судами первой и апелляционной инстанций по данному делу. Так, судами было установлено, что указанное управлением здание, не принадлежащее городу Москве, находится за границами земельного участка, заявленного к государственной регистрации права собственности города Москвы, и для эксплуатации такого здания отведен другой земельный участок.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по делу N А40-54535/2021 отменить, в удовлетворении заявления Департамента городского имущества города Москвы отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая заявление департамента подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления департамента в государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0007007:4755. Департаментом, по мнению судов, при обращении в управление полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Отклоняя при этом доводы управления, суды указали, что отказ в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0007007:4755 по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, поскольку право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке.
В связи с этим, по мнению судов, государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок не нарушает права правообладателя объекта недвижимости обратиться в уполномоченный орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 ноября 2021 г. N Ф05-25868/21 по делу N А40-54535/2021