г. Москва |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А41-81579/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Женел Трейд" - Зенкина Е.Н., представитель по доверенности от 11 января 2021 года;
от заинтересованных лиц:
от Шереметьевской таможни - Зенкина Е.Н., представитель по доверенности от 11 января 2021 года;
от Калужской таможни - извещено, представитель не явился;
от третьего лица: извещено, представитель не явился;
рассмотрев 09 - 16 ноября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Женел Трейд"
на решение от 25 февраля 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 20 мая 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-81579/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Женел Трейд"
к Шереметьевской таможне, Калужской таможне
третье лицо: Министерство здравоохранения Калужской области
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Женел Трейд" (далее - заявитель, общество, ООО "Женел Трейд") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене решений Шереметьевской таможни от 29 июля 2019 года о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары N 10005030/140720/0192734, 10005030/140720/0192735 в части доначисления 20 4743073.51 руб. НДС по ставке 20% и уведомлений Калужской таможни от 01 сентября 2020 года N 10106000/У2020/0002412, от 01 сентября 2020 года N 10106000/У2020/0002414, взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В кассационной жалобе указывает, что судами неправильно применены положения подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса и Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 688.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу определением Арбитражного суда Московского округа от 09 ноября 2021 года произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Ананьину Е.А.
В судебном заседании 09 ноября 2021 года объявлен перерыв до 16 ноября 2021 года. Представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Шереметьевской таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение заключенного внешнеторгового контракта на территорию Российской Федерации обществом ввезен товар "иммунологические продукты, не являются лекарственным препаратом, код ОКПД 2 21.10.60.196, тест-кассеты для быстрого определения Covid-19 igg/igm", производитель компания "SPRING HEALTHCARESERVICES AG", товарный знак "ОТС".
Обществом на спорный товар оформлены ДТ N 10005030/140720/0192734, 10005030/140720/0192735, для данного товара был указан код ТН ВЭД ЕАЭС 3002 19 000 0.
В графе 36 ДТ "Преференция" была заявлена преференция "ОООО-ХТ" в виде полного освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий (раздел 4.4 Классификатора льгот по уплате таможенных платежей, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378).
При декларировании товаров заявителем к спорным ДТ были приложено Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 23 июня 2020 года N РЗН 2020/10982.
В ходе мероприятий по таможенному контролю Шереметьевской таможней приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 29 июля 2019 года, согласно которым освобождение от уплаты НДС спорному товару не предоставлено.
Отмена Шереметьевской таможней преференции привело к выставлению НДС в размере 20%, в связи с чем Калужская таможня направила заявителю уведомления от 01 сентября 2020 года N 10106000/У2020/0002412, от 01 сентября 2020 года N 10106000/У2020/0002414, которыми последнему предложено уплатить таможенные платежи на сумму 18 178 890,45 рублей и 20 591 892,59 рублей.
Не согласившись с решениями и уведомлениями, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды указали, что в обоснование преференции обществом не были представлены документы предусмотренные Примечанием 3 к "Перечню медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2015 года N 1042, в связи с чем основания для освобождения от уплаты НДС отсутствовали. Оснований для применения налоговой ставки 10 % у таможенного органа не было, так как заявлена преференция в виде полного освобождения от уплаты НДС.
Между тем судами не учтено следующее.
На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса в случае реализации или ввоза на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, включая медицинские изделия, применяется налоговая ставка НДС в размере 10 процентов.
В последнем абзаце пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса указано, что коды видов продукции, в отношении которых применяется налоговая ставка 10 процентов, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.
Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
Товар, ввозимый обществом, имеет код ТН ВЭД 3002 19 000 0 (прочие), с кодом ТН ВЭД 3002 (Кровь человеческая; кровь животных, приготовленная для использования в терапевтических, профилактических или диагностических целях; сыворотки иммунные, фракции крови прочие и иммунологические продукты, модифицированные или немодифицированные, в том числе полученные методами биотехнологии; вакцины, токсины, культуры микроорганизмов (кроме дрожжей) и аналогичные продукты -....далее согласно наименованиям позиций).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
В силу раздела II Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 688, товары с кодом ТН ВЭД 3002 и включенными в него позициями облагаются по налоговой ставке НДС в размере 10 процентов.
Примечанием 1(1) к вышеуказанному Постановлению Правительства установлено, что Коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе II перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регистрационное удостоверение на ввозимый товар было представлено в Таможенный орган.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ).
Как указывалось выше, и было установлено судами, при декларировании товаров заявителем к спорным ДТ были приложено Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 23 июня 2020 года N РЗН 2020/10982.
Следовательно, если ввозимые обществом медицинские изделия не подлежали, по мнению таможенного органа, освобождению от налогообложения, то должны облагаться по ставке в размере 10% НДС при их ввозе.
В соответствии с частью 11 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
Таким образом, таможенный орган, принимая решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары 10005030/140720/0192734, 10005030/140720/0192735, неправомерно проигнорировал требования подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 688, чем нарушил права и законные интересы заявителя.
В свою очередь суды, отклоняя данный довод общества, пришли к неправильному выводу о том, что на таможенный орган не возложена обязанность по выявлению фактов "возможного" обложения ввоза товара по ставке НДС равной 10% в ходе таможенной проверки.
Задачей таможенного контроля является проверка соответствия заявленных декларантом сведений фактическим обстоятельствам и требованиям закона.
В силу пункта 10 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
Соответственно, таможенный орган, при наличии специальной нормы в законодательстве Российской Федерации, обязан применить её при проведении таможенного контроля.
В данной связи также не принимается судом округа вывод нижестоящих судов о том, что изменения в сведения, заявленные в ДТ, в том числе в отношении преференций, носят заявительный характер, т.е. проверяются таможней лишь в случае указания на необходимость применения такой ставки НДС таможенным представителем или декларантом.
В данном случае обществом преференция была заявлена в виде полного освобождения от уплаты НДС, соответственно при проверке правомерности такой преференции таможенный орган был вправе не только полностью отказать в её применении, но и правильно применив положения подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса и Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 688 выставить НДС с преференцией в 10%.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды не учли, что в настоящем требования заявлены обществом о признании незаконным решения таможенного органа о доначислении НДС по ставке 20%.
Ни таможенном органом, ни судами в ходе рассмотрения дела не доказана правомерность доначисления НДС по ставке 20%, соответственно решение таможенного органа принятое с неправильным применением вышеуказанных норм материального права подлежит признанию незаконным. Напротив, таможенным органом не оспаривается правомерность указания в декларациях кода ТН ВЭД 3002.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку фактические по делу на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Уплаченная государственная пошлина подлежат взысканию со стороны. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежат возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года по делу N А41-81579/20 отменить.
Признать незаконными решения Шереметьевской таможни от 29 июля 2019 года о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары N 10005030/140720/0192734, 10005030/140720/0192735.
Признать незаконными уведомления Калужской таможни от 01 сентября 2020 года N 10106000/У2020/0002412 и от 01 сентября 2020 года N 10106000/У2020/0002414.
Взыскать с Шереметьевской таможни и Калужской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Женел Трейд" расходы по оплате государственной пошлины в размере 1500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Женел Трейд" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 16 июля 2021 года N 2726.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В данной связи также не принимается судом округа вывод нижестоящих судов о том, что изменения в сведения, заявленные в ДТ, в том числе в отношении преференций, носят заявительный характер, т.е. проверяются таможней лишь в случае указания на необходимость применения такой ставки НДС таможенным представителем или декларантом.
В данном случае обществом преференция была заявлена в виде полного освобождения от уплаты НДС, соответственно при проверке правомерности такой преференции таможенный орган был вправе не только полностью отказать в её применении, но и правильно применив положения подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса и Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 688 выставить НДС с преференцией в 10%.
...
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2021 г. N Ф05-21222/21 по делу N А41-81579/2020