г. Москва |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А40-53788/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 23.11.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Беловой А.Р. и Красновой С.В.
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 16.11.2021 кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А40-53788/2021
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра, регистрирующий орган), изложенного в письме от 18.12.2020 N КУВД-001/2020-28522842/1 о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012020:1307 по адресу: Москва, улица Брусилова, дом 25, стр. 1; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве снять с государственного кадастрового учета нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0012020:1307 по адресу: Москва, улица Брусилова, дом 25, стр. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 указанное решение отменено, заявление Департамента удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, несоответствие вывода суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам и указывает, что в осуществлении регистрационных действий было правомерно отказано ввиду не представления в регистрирующий орган документов, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимости.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
Отзывов на кассационную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012020:1307 по адресу: г. Москва, ул. Брусилова, д. 25, стр. 1 с приложением актов обследования.
18.12.2020 Управление Росреестра уведомлением N КУВД-001/2020-28522842/1 приостановило осуществление заявленных учетно-регистрационных действий в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), ссылаясь на отсутствие в составе приложения акта обследования документов, подтверждающих законность сноса, гибели или уничтожения объекта недвижимости.
Полагая решение регистрирующего органа о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета нежилого здания незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что решение заинтересованного лица, изложенное в письме от 18.12.2020 N КУВД-001/2020-28522842/1 о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0012020:1307 по адресу: г. Москва, ул. Брусилова, д. 25, строен. 1 соответствует требованиям закона.
Суд апелляционной инстанций не согласился с выводами суда, отменил решение суда от 17.06.2021 и удовлетворил исковые требования с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами, основанием для приостановления Управлением Росреестра снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества послужило отсутствие в составе приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, а также отсутствие документов, подтверждающих законность сноса данного объекта в соответствии с главой 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, Требованиями к подготовке акта обследования, установленными пунктом 3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", исходил из того, что указанными нормативными актами не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости, а документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными приложениями к акту обследования.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив положения статей 14, 20, 22 Закона N 218-ФЗ, установив, что Департамент вместе с заявлением о снятии с кадастрового учета спорного объекта представил все необходимые документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимого имущества, в том числе акт обследования, соответствующий Требованиям к подготовке акта обследования, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказ Управления Росреестра в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, фактически прекратившего свое существование, противоречит требованиям закона, поскольку влечет за собой недостоверность содержащейся в реестре информации.
Учитывая изложенное, вывод суд апелляционной инстанции о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Департамента является правомерным.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А40-53788/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, Требованиями к подготовке акта обследования, установленными пунктом 3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", исходил из того, что указанными нормативными актами не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости, а документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными приложениями к акту обследования.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив положения статей 14, 20, 22 Закона N 218-ФЗ, установив, что Департамент вместе с заявлением о снятии с кадастрового учета спорного объекта представил все необходимые документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимого имущества, в том числе акт обследования, соответствующий Требованиям к подготовке акта обследования, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказ Управления Росреестра в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, фактически прекратившего свое существование, противоречит требованиям закона, поскольку влечет за собой недостоверность содержащейся в реестре информации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2021 г. N Ф05-28806/21 по делу N А40-53788/2021