город Москва |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А40-192861/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Привалов К.Ю. по дов. от 07.04.2021;
рассмотрев 23 ноября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "НАШИ ДЕТКИ ПЛЮС"
на решение от 30 декабря 2020 года
Арбитражного суда г. Москвы,
на постановление от 01 апреля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению ООО "НАШИ ДЕТКИ ПЛЮС"
к ИФНС России N 5 по г. Москве
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "НАШИ ДЕТКИ ПЛЮС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 5 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщения от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 г. N 576.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2020 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2021 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2020 года оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ООО "НАШИ ДЕТКИ ПЛЮС", в которой заявитель со ссылкой на не соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права просит суд округа отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2020 года и постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2021 года об отказе в удовлетворении требований ООО "Наши детки плюс" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве.
Принять новое решение об удовлетворении требований ООО "Наши детки плюс" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве: признать действия Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Наши детки плюс" выразившиеся в направлении сообщения от 18.05.2020 года об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 незаконными.
Определениями Арбитражного суда Московского округа от 12 июля 2021 года, 09 августа 2021 года, 09 сентября 2021 года, 11 октября 2021 года, 11 ноября 2021 года судебные заседания были отложены.
Определениями Арбитражного суда Московского округа от 09 августа 2021 года и от 23 ноября 2021 года, произведены замены в составе суда в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный истец не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал принятые судебные акты судов нижестоящих инстанций.
Письменный отзыв и пояснения по делу, поступившие от ИФНС России N 5 по г. Москве, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как верно установлено судами и следует из материалов дела, 03 мая 2020 года ООО "Наши детки плюс" обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Сообщением от 18.05.2020 года Инспекция отказала в предоставлении субсидии.
Указанное сообщение получено Обществом 09.08.2020 по телекоммуникационным каналам связи.
В данном сообщении от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии указано, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив что основным видом экономической деятельности общества является 93.29.9 ("Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки") пришли к выводам, что данный вид деятельности не входит в перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, таким образом, у заявителя отсутствует право на получении субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976.
В силу изложенного исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные в обоснование заявленных требований доказательства, исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил определены основные условия для получения субсидии, в том числе:
- включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации",
- отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции;
- у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
На основании постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 утвержден перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.
По состоянию на 01.03.2020 по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, деятельность заявителя была отнесена к коду ОКВЭД2 - 91.01 "Деятельность библиотек и архивов".
Указанные сведения подтверждаются листом записи ЕГРЮЛ от 21.01.2016, 27.09.2018, 10.11.2018.
В Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, отсутствует ОКВЭД2 - 91.01 "Деятельность библиотек и архивов", данный вид деятельности не относится к отраслям Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, в данном случае Обществом по состоянию на 1 марта 2020 года формально осуществлялся вид деятельности по коду ОКВЭД, который не являлся основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ, включенным в перечень отраслей, утвержденных Постановлением N 434, вследствие чего отсутствовали основания для предоставления заявителю субсидии ввиду несоответствия установленным Правилами условиям.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, код основного вида деятельности (ОКВЭД - 93.29.9) "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки", на который ссылается Общество, изменен заявителем только 06.07.2020 года.
Таким образом, осуществляемый заявителем вид деятельности по коду ОКВЭД 93.29.9 не являлся основным видом экономической деятельности по состоянию на 1 марта 2020 года, что не соответствует требованиям, обозначенным в пункте 1 Правил, утвержденных Постановлением N 576, и исключает возможность получения субсидии.
Таким образом, Инспекцией установлено наличие оснований для отказа в удовлетворении заявлений Общества о получении субсидии и освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), ввиду несоответствия условиям, определенным актом уполномоченного органа, для получения субсидии.
То обстоятельство, что деятельность по коду ОКВЭД 93.29.9 являлась для Общества фактическим основным видом деятельности, не может являться основанием для вывода о неправомерности отказа налоговым органом в предоставлении заявителю субсидии, поскольку Инспекция определяет получателя субсидии по формальным признакам, указанным в пункте 3 Правил и не наделена правом проверять фактическую деятельность претендента на получение субсидии.
Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.12.2020 N АКПИ20-666 было отказано в признании недействующим абзаца второго пункта 1 Правил, утвержденных Постановлением N 576.
Верховный Суд указал, что предусмотренное абзацем вторым пункта 1 Правил определение получателей субсидий по основному виду экономической деятельности (ОКВЭД) не противоречит действующему законодательству, установлено высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий и не нарушает права административного истца на гарантийную поддержку как субъекта малого и среднего предпринимательства.
Правовая позиция, сформулированная судами по настоящему делу, соответствует правовому подходу, являющемуся в настоящее время преобладающим в практике судов Российской Федерации по спорной проблеме, и нашедшему свое отражение в актах Верховного Суда Российской Федерации - Апелляционное Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 N АПЛ21-105, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989, письмо заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2021 по делу N 306-ЭС21-11989, Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122 по делу N А63-11267/2020 и др.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2021 года по делу N А40-192861/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Верховный Суд указал, что предусмотренное абзацем вторым пункта 1 Правил определение получателей субсидий по основному виду экономической деятельности (ОКВЭД) не противоречит действующему законодательству, установлено высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий и не нарушает права административного истца на гарантийную поддержку как субъекта малого и среднего предпринимательства.
Правовая позиция, сформулированная судами по настоящему делу, соответствует правовому подходу, являющемуся в настоящее время преобладающим в практике судов Российской Федерации по спорной проблеме, и нашедшему свое отражение в актах Верховного Суда Российской Федерации - Апелляционное Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 N АПЛ21-105, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989, письмо заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2021 по делу N 306-ЭС21-11989, Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122 по делу N А63-11267/2020 и др."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2021 г. N Ф05-16091/21 по делу N А40-192861/2020