г. Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А40-191414/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Департамента городского имущества города Москвы - Ангуева Ц.А., представитель по доверенности от 23 декабря 2020 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - извещено, представитель не явился;
от Правительства Москвы - Ангуева Ц.А, представитель по доверенности от 11 августа 2021 года;
рассмотрев 23 ноября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 08 апреля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 01 сентября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-191414/20,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы-Правительство Москвы
о признании незаконным уведомления, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2021 года, отказано в удовлетворении заявления Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление, регистрационный орган) от 09 сентября 2020 года N КУВД-001/2020-13340881/1 и обязании осуществить государственную регистрацию распоряжения департамента от 03 июля 2020 года N 20518 " Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества".
Не согласившись с выводами судов, департамент и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель департамента и Правительства Москвы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, уведомлением управления от 09 сентября 2020 года N КУВД-001/2020-13340881/1 департаменту отказано в осуществлении государственной регистрации распоряжения от 03 июля 2020 года N 20518 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150309:969, расположенного по адресу: Москва, СТ "Родник", уч.N 87, площадью 600 кв. м.
Не согласившись с уведомлением, департамент обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды указали следующее.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в процессе государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о регистрации права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Однако в силу части 3 статьи 69 Закона о регистрации государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и настоящим Законом.
В настоящем случае, как указали суды, спорный земельный участок находится в частной собственности. Собственником земельного участка на основании свидетельства на право собственности на землю, от 05 сентября 1995 года серии РФ-XXVI 50-21-N 0106884 является Гончарова Юлия Михайловна.
Между тем в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности Гончаровой Ю.М. на изымаемый земельный участок с кадастровым номером 50:21:0150309:969.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускает принятие решения об изъятии недвижимого имущества, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН, а также допускает принятие решений об изъятии земельных участков, подлежащих образованию.
При этом в силу части 2 статьи 14 данного Закона решения о прекращении прав на недвижимое имущество, о безвозмездной передаче недвижимого имущества, принятые органами исполнительной власти, уполномоченными на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, являются основаниями для осуществления государственной регистрации прекращения прав, перехода прав, прекращения ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц, а также для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на изъятое недвижимое имущество по поданному без доверенности от правообладателя изымаемого недвижимого имущества заявлению органа исполнительной власти, принявшего решение о прекращении прав на объекты недвижимого имущества или о безвозмездной передаче недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся такие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, как вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.
Согласно пункту 8 части 3 статьи 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость в качестве дополнительных сведений вносятся сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 48 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943 (далее - Порядок), в записи реестра прав на недвижимость о вещных правах на объекты недвижимости указываются дополнительные сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 59 Порядка сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд вносятся в порядке, предусмотренном пунктом 15 Порядка, в запись о праве (в случае если в результате изъятия прекращаются вещные права) на основании поступившего решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение, с указанием реквизитов такого решения.
Согласно пункту 15 Порядка при внесении изменений и иных дополнительных сведений в записи кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость в данных об изменениях (дополнениях) указываются: сведения о документах, послуживших основанием для внесения изменений (дополнений) в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка.
При этом, как предусмотрено пунктом 60 Порядка, в записи реестра прав на недвижимость об ограничении прав и обременении объекта недвижимости указываются сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 65 Порядка также установлено, что сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд вносятся в запись об ограничениях (обременениях) (в случае если в результате изъятия прекращаются права аренды или безвозмездного срочного пользования) на основании поступившего решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение, с указанием реквизитов такого решения. Если на момент принятия решения о государственной регистрации перехода ограничения права в пользу нового лица сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд остаются актуальными, соответствующие сведения о таком решении переносятся в новую запись об ограничениях.
Согласно части 9 статьи 60 Закона о регистрации государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании: 1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд; 2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в ЕГРН; 3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
Таким образом, судами правомерно принято во внимание, что ЕГРН не содержит записи о государственной регистрации права собственности земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150309:969, что исключало возможность внесения испрашиваемых изменений в записи ЕГРН.
На основании изложенного, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований департамента, поскольку оспариваемое уведомление регистрационного органа соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы департамента и Правительства Москвы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2021 года по делу N А40-191414/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 65 Порядка также установлено, что сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд вносятся в запись об ограничениях (обременениях) (в случае если в результате изъятия прекращаются права аренды или безвозмездного срочного пользования) на основании поступившего решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение, с указанием реквизитов такого решения. Если на момент принятия решения о государственной регистрации перехода ограничения права в пользу нового лица сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд остаются актуальными, соответствующие сведения о таком решении переносятся в новую запись об ограничениях.
Согласно части 9 статьи 60 Закона о регистрации государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании: 1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд; 2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в ЕГРН; 3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2021 г. N Ф05-29482/21 по делу N А40-191414/2020