город Москва |
|
08 декабря 2021 г. |
Дело N А41-79798/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сычев А.В., доверенность от 01.10.2021;
от заинтересованного лица: Щенникова О.В., доверенность от 31.03.2021;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 01 декабря 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Госжилинспекции Московской области и третьего лица - АО "УК "НАУКОГРАД"
на решение от 30 апреля 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 13 июля 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-79798/20
по заявлению ТСН Гагарина 6
об оспаривании решения
к Госжилинспекции Московской области,
третьи лица: АО "УК "НАУКОГРАД", Администрация городского округа Жуковский Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ТСН Гагарина 6 (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене решения от 06.10.2020 N 14981.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "УК "НАУКОГРАД" и Администрация городского округа Жуковский Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Госжилинспекция Московской области и АО "УК "НАУКОГРАД" обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Межрайонной ИФНС России N 23 по Московской области 04.03.2019 осуществлена государственная регистрация товарищества.
Администрацией в порядке части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации принято решение о назначении с 01.10.2019 временной управляющей организацией для многоквартирного дома N 6 по ул. Гаражная в г. Жуковский АО "УК "НАУКОГРАД".
15.07.2020 состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о чем составлен протокол N 1.
Протокол от 15.07.2020 N 1 содержит решения собственников помещений многоквартирного дома, составляющих более 2/3 от общего количества голосов, по следующим основным вопросам повестки дня собрания, по которым приняты положительные решения, а именно:
- утверждено решение об отказе от услуг и о прекращении (расторжении) с 01.08.2020 договора управления с управляющей организацией - АО "УК "НАУКОГРАД" в связи с выбором иного способа управления многоквартирным домом - управление товариществом;
- выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья (недвижимости);
- утверждено решение о переходе на способ управления многоквартирным домом - управление товариществом с 01.08.2020 - даты, следующей за датой прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации 31.07.2020 товарищество направило (почтовый идентификатор 14018047007268), а в инспекции зарегистрирован (N 08Вж/04-14981) и получен 08.08.2020 протокол от 15.07.2020 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Жуковский, ул. Гагарина, д. 6, и пакет документов, в том числе и заявление от товарищества об исключении сведений из реестра лицензий Московской области АО "УК "НАУКОГРАД" в отношении указанного многоквартирного дома.
Решением инспекции от 06.10.2020 N 14981 товариществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с тем, что в нарушение части 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации протокол не подписан собственниками помещений, проголосовавших за создание товарищества. Кроме того, в повестку дня не включен вопрос об утверждении устава товарищества.
Товарищество, полагая, что отказ во внесении сведений в указанный реестр нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации жилищного кооператива органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, жилищным кооперативом представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом. Такое уведомление может быть направлено с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.10.2019 по результатам рассмотрения пакета документов товарищества инспекцией принято решение N Р001-3654398147-28103517 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с нарушением требований, установленных частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок), а именно:
- протокол общего собрания от 20.10.2018 N 1 не подписан собственниками помещений, проголосовавшими за создание товарищества, отсутствуют сведения о дате проставления подписей председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов;
- не предоставлены документы, подтверждающие надлежащее уведомление собственников о проведении собрания;
- не предоставлен акт приема-передачи технической документации.
Между тем указанные в решении инспекции от 09.10.2019 N Р001-3654398147-28103517 замечания устранены товариществом.
03.12.2019 в адрес инспекции товариществом направлено новое заявление, которое содержало протокол общего собрания от 14.12.2018 N 1, подписанный всеми собственниками помещений, проголосовавшими за создание товарищества, и пакет документов от товарищества об исключении сведений из реестра лицензий Московской области АО "УК "НАУКОГРАД" в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Жуковский, ул. Гагарина, д. 6.
13.02.2020 в адрес инспекции предоставлены пояснения относительно ранее предоставленных документов.
29.07.2020 в адрес инспекции направлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, содержащее новый протокол от 15.07.2020 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также учредительные и иные документы.
Протокол от 15.07.2020 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме содержал следующие основные вопросы повестки дня собрания, по которым собственниками помещений, составляющими более 2/3 от общего количества голосов, приняты положительные решения, а именно:
- утверждено решение об отказе от услуг и о прекращении (расторжении) с 01.08.2020 договора управления с управляющей организацией - АО "УК "НАУКОГРАД" в связи с выбором иного способа управления многоквартирным домом - управление товариществом;
- выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья (недвижимости);
- утверждено решение о переходе на способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья с 01.08.2020 - даты, следующей за датой прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что товариществом представлен полный пакет документов для принятия инспекцией решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные товариществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2021 года по делу N А41-79798/20 оставить без изменения, кассационные жалобы Госжилинспекции Московской области и АО "УК "НАУКОГРАД" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Протокол от 15.07.2020 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме содержал следующие основные вопросы повестки дня собрания, по которым собственниками помещений, составляющими более 2/3 от общего количества голосов, приняты положительные решения, а именно:
- утверждено решение об отказе от услуг и о прекращении (расторжении) с 01.08.2020 договора управления с управляющей организацией - АО "УК "НАУКОГРАД" в связи с выбором иного способа управления многоквартирным домом - управление товариществом;
- выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья (недвижимости);
- утверждено решение о переходе на способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья с 01.08.2020 - даты, следующей за датой прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф05-24695/21 по делу N А41-79798/2020