город Москва |
|
09 декабря 2021 г. |
Дело N А40-77179/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 02 декабря 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Автотур"
на решение от 30 июня 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20 сентября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-77179/21
по заявлению ООО "Автотур"
об оспаривании постановления
к Центральному МУГАДН,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Автотур" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному МУГАДН (далее - Управление) об оспаривании постановления от 11.11.2020 N 014711 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300.000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Автотур" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 22.09.2020 с 12 час. 20 мин. в соответствии с распоряжением Врио заместителя начальника Управления Фадеева Р.В. от 24.08.2020 N 10-1/34-21 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу: Тверская область, Калининский район, 147 км а/д М-10 "Россия", проверено транспортное средство Мерседес Бенц 223237, регистрационный знак Т581СВ 69 (эксплуатируется обществом согласно путевому листу от 22.09.2020 N 4038) под управлением водителя Новика П.А., осуществлявшего перевозку пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в междугороднем сообщении "Тверь - Конаково".
Управлением установлено, что у общества отсутствовали свидетельство об осуществлении перевозок по данным маршрутам регулярных перевозок и карты данных маршрутов регулярных перевозок.
По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 11.11.2020 N 014711 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, суды установили, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ и сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, Управлением соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судами не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Суды установили, что, исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства (копии заказ-наряда от 22.09.2020 N 1030922 на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа: на рейс "Тверь - Конаково", дата и время отправления 22.09.2020 в 12 час. 00 мин.; копии договоров фрахтования (билетов) дата и время отправления по маршруту "Тверь - Конаково" 22.09.2020 в 12 час. 00 мин.; распечатки с сайта TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, www.e-traffic.ru, yandex.ru, расписания движения по маршруту "Тверь - Конаково"), обществом осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц автобусами по фиксированному расписанию (одинаковое время отправления и прибытия) с одним и тем же пунктом отправления и прибытия.
Публичная продажа билетов, договор фрахтования на перевозку пассажиров по заказу осуществляются через кассы "Автоэкспресс", также бронирование мест осуществляется через интернет-продажи на сайте TVERTAS.RU и через сайт www.e-traffic.ru, yandex.ru "Яндекс-Расписания".
Приложено: копия заказ-наряда от 22.09.2020 N 1030922 на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа: на рейс "Тверь - Конаково", дата и время отправления 22.09.2020 в 12 час. 00 мин.; копии договоров фрахтования (билетов): дата и время отправления по маршруту "Тверь - Конаково" 22.09.2020 в 12 час. 00 мин.
Время отправления из пункта отправления "Тверь", указанное в копиях договоров фрахтования и копии заказ-наряда, совпадает со временем отправления, указанным на информационном сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, www.e-traffic.ru и yandex.ru "Яндекс-Расписания".
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ), маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковым такси (статья 5 Федерального закона N 259-ФЗ).
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок (часть 1 статьи 19 Федерального закона N 259-ФЗ).
Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 259-ФЗ).
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади (часть 1 статьи 20 Федерального закона N 259-ФЗ).
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (часть 1 статьи 27 Федерального закона N 259-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с иными правилами (пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (абзац 2 пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (статья 787 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (пункт 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (пункт 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила N 112).
По смыслу статьи 19 Федерального закона N 259-ФЗ и раздела 2 Правил N 112, под регулярными перевозками понимаются систематические автомобильные перевозки пассажиров и багажа, которые выполняются в одно и то же время или с устоявшимися интервалами движения по одному же маршруту, по обращению любого физического лица. То есть отличительными признаками регулярных перевозок от заказных перевозок являются - наличие публичного договора, как основание перевозки, их систематичность, наличие расписания.
Суды установили, что, исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства (копии заказ-наряда от 22.09.2020 N 1030922 на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа: на рейс "Тверь - Конаково", дата и время отправления 22.09.2020 в 12 час. 00 мин.; копии договоров фрахтования (билетов), дата и время отправления по маршруту "Тверь - Конаково" 22.09.2020 в 12 час. 00 мин.; распечатки с сайта TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, www.e-traffic.ru, yandex.ru расписания движения по маршруту "Тверь - Конаково"), обществом осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц автобусами по фиксированному расписанию (одинаковое время отправления и прибытия) с одним и тем же пунктом отправления и прибытия.
Кроме того, суды обоснованно заключили, что о регулярном характере перевозок свидетельствует, в том числе размещенное на сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, www.etraffic.ru и yandex.ru "Яндекс-Расписания", расписание на будущие дни, наличие постоянно действующей возможности по приобретению билетов (договоров фрахтования части транспортного средства) на будущее время при помощи сайта по продажt билетов TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru и yandex.ru "Яндекс-Расписания".
Также расписание движения по маршруту находится в общем доступе на информационных стендах касс "Автоэкспресс".
Анализируя способ организации перевозок и публичный характер взаимоотношений между сайтами агрегаторами по продаже билетов TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru, https://rasp.yandex.ru/, обществом и пассажирами, суды обоснованно заключили, что общество осуществляло регулярные перевозки пассажиров согласно расписанию, в котором содержалось время отправления каждого рейса.
Таким образом, суды установили, что общество осуществляло регулярные перевозки пассажиров по маршруту "Тверь - Конаково".
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по не регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок (пункт 19 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
Карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Суды констатировали, что согласно информации, имеющейся в разделе "Реестр межмуниципальных маршрутов" на официальном сайте Министерства транспорта Тверской области https://www.mintrans.tver.ru/transportnaya-otrasl/avtomobilnyy-transport/, в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области внесены маршруты N 521т "Тверь - Конаково" и N 546 "Тверь - Конаково", вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, на маршруте N 546 "Тверь - Конаково" официальным перевозчиком является ООО "ТверьАвтоТранс".
Таким образом, суды обоснованно заключили, что под видом перевозок пассажиров по заказу фактически общество 22.09.2020 осуществляло регулярную перевозку пассажиров, дублируя при этом межмуниципальный маршрут регулярных перевозок N 546 "Тверь - Конаково", включенный в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области.
Учитывая изложенное, суды констатировали, что Управление пришло к обоснованному выводу о том, что у общества отсутствовало свидетельство об осуществлении перевозок по данным маршрутам регулярных перевозок и карты данных маршрутов регулярных перевозок, а значит водитель транспортного средства Мерседес-Бенц 223237, регистрационный знак Т581СВ 69, Новик П.А., используемого для осуществления регулярных перевозок, не имел при себе карту маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения.
Суды обоснованно отметили, что событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными Управлением доказательствами: протоколом об административном правонарушении и другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, как правомерно заключили суды, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды правомерно заключили, что с учетом требований статей 4.1-4.3 КоАП РФ административное наказание назначено Управлением в минимальном размере санкции части 4 статьи 15.26.1 КоАП РФ.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2021 года по делу N А40-77179/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Автотур" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, как правомерно заключили суды, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды правомерно заключили, что с учетом требований статей 4.1-4.3 КоАП РФ административное наказание назначено Управлением в минимальном размере санкции части 4 статьи 15.26.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 декабря 2021 г. N Ф05-29734/21 по делу N А40-77179/2021