город Москва |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А41-2946/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "РусАгроПак": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица: Администрации городского округа Королев Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 07 декабря 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2021 г.,
по делу N А41-2946/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РусАгроПак"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения,
третье лицо: Администрация городского округа Королев Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "РусАгроПак" (далее - ООО "РусАгроПак", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040826:19, площадью 6 517 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Академика Легостаева, д. 12, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - под овощехранилище (далее - земельный участок), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - ЕГРН).
Решением Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 20 декабря 2017 г. N 418/91 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Королев Московской области (далее - Правила).
В соответствии с указанными Правилами земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040826:19 вошел в зону КУРТ-9.
Основным видом разрешенного использования указанной зоны КУРТ-9 является малоэтажная многоквартирная застройка, среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка, объекты гаражного значения, дошкольное, начальное и среднее общее образование, историко-культурная деятельность, земельные участки общего пользования.
Вспомогательными видами разрешенного использования зоны КУРТ-9 являются: обслуживание жилой застройки, общественное управление, банковская страховая деятельность, обслуживание автотранспорта (4.9), спорт, обеспечение внутреннего правопорядка.
30 июня 2019 г. ООО "РусАгроПак" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений характеристики объекта относительно внесения (добавления) в ЕГРН вспомогательного вида дополнительного использования разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040826:19 - "Обслуживание автотранспорта".
Уведомлением от 09 июля 2020 г. N КУВД-001/2020-7624033/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении вышеуказанного земельного участка в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), с указанием на направление соответствующих запросов в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области и непоступлением документов, запрошенных регистрационным органом.
03 августа 2020 г. Управление Росреестра по Московской области уведомлением от 03 августа 2020 г. N КУВД-001/2020-7624033/2 сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета с указанием на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040826:19 включен в границы территории зоны КУРТ-9.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственного кадастрового учета, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области уведомлением от 25 сентября 2020 г. N КУВД-001/2020-7624033/3 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ООО "РусАгроПак" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Московской области внести в ЕГРН сведения о вспомогательном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040826:19 - "Обслуживание автотранспорта".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Королев Московской области (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на непредоставление документации по планировке территории.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "РусАгроПак" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Администрации не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден соответствующий классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о внесении в ЕГРН сведений о вспомогательном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040826:19 по заявлению ООО "РусАгроПак".
При этом судами принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040826:19 в соответствии Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Королев Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 20 декабря 2017 г. N 418/91, вошел в зону КУРТ-9, вспомогательный вид которого допускает использование земельного участка для обслуживания автотранспорта.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2021 г. по делу N А41-2946/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 декабря 2021 г. N Ф05-29611/21 по делу N А41-2946/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10323/2022
14.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-29611/2021
18.08.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13716/2021
09.06.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-2946/2021