город Москва |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А40-6218/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Голобородько В.Я., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца: Министерства лесного хозяйства Кировской области - неявка, извещено,
от ответчика: акционерного общества "Красный якорь" - неявка, извещено,
рассмотрев 13 декабря 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - акционерного общества "Красный якорь"
на решение от 25 сентября 2020 года
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 05 августа 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области
к акционерному обществу "Красный якорь"
о взыскании недополученной арендной платы по договору аренды,
УСТАНОВИЛ: Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к акционерному обществу "Красный якорь" (далее - ответчик, АО "Красный якорь") с иском о взыскании недополученной арендной платы по договору аренды от 30.07.2010 N 28-28 в размере 31 283 265,39 руб., в том числе в федеральный бюджет в размере 11 594 746 руб., в областной бюджет в размере 19 688 519,39 руб., за период с 01.01.2013 по 31.12.2017.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично: с АО "Красный якорь" в пользу Министерства взыскано 11 565 698,39 руб. долга; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "Красный якорь" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и отказать в удовлетворении исковых требований Министерства в полном объеме, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Министерство лесного хозяйства Кировской области представило отзыв с возражениями на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности и формы примерного договора аренды лесного участка", приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2009 N 16 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", распоряжения Правительства Кировской области от 17.10.2008 N 438 "Об утверждении заявки ЗАО "Красный якорь" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства" ЗАО "Красный якорь" 2008 - 2014", распоряжения Департамента лесного хозяйства Кировской области от 25.07.2011 N 361 "О предоставлении лесного участка в аренду для осуществления заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта" между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и ЗАО "Красный якорь" (20.01.2015 переименовано в АО "Красный якорь", арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 30.07.2010 N 28-28 для заготовки древесины.
По условиям договора аренды арендатор обязался вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором (соответствующим приложением к нему, соглашением либо уведомлением об изменении арендной платы).
Согласно пункту 5 договора аренды арендная плата на момент его подписания составляла 5 002 500 руб. в год.
Дополнительным соглашением от 29.03.2011 N 1 к договору стороны согласовали арендную плату с 2010 по 2011 гг. в размере 4 906 329 руб. в год.
Дополнительным соглашением от 02.11.2011 N 2 внесены изменения в соглашение N 1, размер арендной платы с 2010 по 2011 гг. составил 4 582 253 руб. в год.
Дополнительным соглашением от 20.03.2014 N 3 установлено, что арендная плата за 2012 год составляет 5 197 979 руб., за 2013 год - 4 647 248 руб., с 01.01.2014 по 2018 год - 820 руб.
Согласно дополнительному соглашению от 15.04.2015 N 4 арендная плата за 2014 год составляет 7 012 216 руб., за 2015 год - 7 410 502 руб., за 2016 год - 7 703 928 руб., 2017 год - 7 965 974 руб.
Согласно дополнительному соглашению от 25.08.2017 N 5 арендная плата с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляет 314 314 руб., с 01.01.2018 по 31.12.2018 составляет 14 972 830 руб.
На основании пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться понижающий коэффициент 0,5.
Срок окупаемости проекта по настоящему договору установлен 7 лет с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта.
Согласно пункту 7 договора по окончании срока окупаемости проекта размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных соглашений.
В соответствии с концепцией простой срок окупаемости проекта составляет 6,02 лет (6 лет 7 дней).
Началом срока окупаемости и началом реализации инвестиционного проекта является дата начала вложения средств (день начала финансирования).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и концепцией инвестиционного проекта "Модернизация производства "Красный якорь" 2008 - 2014 гг.", включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов, срок окупаемости начал исчисляться с 15.05.2007 (дата первого вложения средств (платежное поручение от 15.05.2007 N 002080)) и истек (при применении простого срока окупаемости 6 лет 7 дней) 21.05.2013.
В связи с истечением срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта и в соответствии с пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 средний коэффициент превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта составляет 1,81.
Министерство лесного хозяйства произвело перерасчет арендной платы по договору аренды и установило, что за период с 01.01.2013 по 31.12.2017, по срокам уплаты с 15.02.2018 по 15.09.2018, сложилась недополученная плата в федеральный и областной бюджеты в общей сумме 31 283 265,39 руб., в том числе в федеральный бюджет в размере 11 594 746 руб., в областной бюджет в размере 19 688 519,39 руб.
Поскольку претензионный порядок урегулирования спора положительного результата не принес, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела N А28-6577/19, в частности, что на момент заключения договора аренды и дополнительных соглашений к нему истцу были известны сроки окупаемости инвестиционного проекта концепции 2008 года, расчет размера арендной платы и порядок применения льготного коэффициента были отражены в условиях договора (пункт 5) и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, учитывая, что период применения пониженного коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов определяется сроком окупаемости инвестиционного проекта, а период окупаемости инвестиционного проекта прямо определен Законом об инвестиционной деятельности N 39-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, утвержденной концепцией инвестиционного проекта 2008 года, и установив, что срок окупаемости инвестиционного проекта начал течь с 15.05.2007 - со дня начала финансирования проекта и истек 21.05.2013 - при применении простого срока окупаемости 6 лет 7 дней, пришли к выводу, что в спорный период арендатор вносил арендные платежи в неполном объеме, с применением понижающего коэффициента, при отсутствии к тому оснований, доказательств оплаты имеющейся задолженности ответчик не представил, в связи с чем, руководствуясь статьями 199, 202, 203, 309, 310, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 72, 73, 74, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 и от 22.05.2007 N 310, информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", суды удовлетворили исковые требования частично за период с 15.11.2015 по 15.09.2018, применив по заявлению ответчика срок исковой давности по требованиям до 15.11.2015.
Данный правовой подход содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2021 N 305-ЭС21-14328.
Кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами, не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены судом округа и отклонены, поскольку уже были предметом исследования судов при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2021 года по делу N А40-6218/19 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Красный якорь" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела N А28-6577/19, в частности, что на момент заключения договора аренды и дополнительных соглашений к нему истцу были известны сроки окупаемости инвестиционного проекта концепции 2008 года, расчет размера арендной платы и порядок применения льготного коэффициента были отражены в условиях договора (пункт 5) и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, учитывая, что период применения пониженного коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов определяется сроком окупаемости инвестиционного проекта, а период окупаемости инвестиционного проекта прямо определен Законом об инвестиционной деятельности N 39-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, утвержденной концепцией инвестиционного проекта 2008 года, и установив, что срок окупаемости инвестиционного проекта начал течь с 15.05.2007 - со дня начала финансирования проекта и истек 21.05.2013 - при применении простого срока окупаемости 6 лет 7 дней, пришли к выводу, что в спорный период арендатор вносил арендные платежи в неполном объеме, с применением понижающего коэффициента, при отсутствии к тому оснований, доказательств оплаты имеющейся задолженности ответчик не представил, в связи с чем, руководствуясь статьями 199, 202, 203, 309, 310, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 72, 73, 74, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 и от 22.05.2007 N 310, информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", суды удовлетворили исковые требования частично за период с 15.11.2015 по 15.09.2018, применив по заявлению ответчика срок исковой давности по требованиям до 15.11.2015.
Данный правовой подход содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2021 N 305-ЭС21-14328."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2021 г. N Ф05-28309/21 по делу N А40-6218/2019