г. Москва |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А41-24345/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей: Кочергиной Е.В., Ядренцевой М.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Сергеева Сергея Николаевича - не явился, извещён,
от ответчика: ПАО "ВТБ" - Ивлева А.А. по доверенности от 15 января 2020 года,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев 14 декабря 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сергеева Сергея Николаевича
на решение Арбитражного суда Московской области
от 20 июля 2021 года,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 20 сентября 2021 года
по делу N А41-24345/2021
по иску индивидуального предпринимателя Сергеева Сергея Николаевича
к Банку ВТБ (публичное акционерное общество),
об обязании соблюсти условия соглашения
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы,
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Сергеев Сергей Николаевич (далее - ИП Сергеев С.Н., истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском (с учётом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) к Банку ВТБ (публичное акционерное общество) (далее - Банк ВТБ (ПАО), ответчик) об обязании ответчика соблюсти условия соглашения от 15.06.2020 N НЛ/002020-002904 в соответствии с требованиями Правил от 16.05.2020 N 69 и осуществить возврат на расчетный счет заемщика денежных средств, списанных с расчетного счета истца, начиная с 29.12.2020 в общей сумме 809 809 руб. 63 коп.
Определением Арбитражного суда Московской области от 12.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2021 оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021, в удовлетворении иска отказано.
Истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на нарушение судами норм процессуального права, выразившееся в изменении судом первой инстанции предмета заявленного иска и не рассмотрении требований истца.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал относительно доводов заявленной кассационной жалобы, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии судебных актов.
Истец и третьи лица, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами, 15.06.2020 между истцом и ответчиком в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" было заключено кредитное соглашение N НЛ/002020- 002904, согласно которому Банк (кредитор) открыл ИП Сергееву С.Н. (заемщик) кредитную линию с лимитом кредитования в размере 2 365 350 рублей 00 копеек, сроком до 30.06.2021 включительно.
Согласно п. 1.4 указанному соглашению по кредитной линии устанавливается следующая процентная ставка: 1.4.1 в размере 2% годовых (льготная) применяется в течение базового периода соглашения, а также в течении периода наблюдения при выполнении заемщиком условия перехода на период наблюдения; 1.4.2 в размере 19% годовых (стандартная) применяется в течение периода погашения по соглашению.
Согласно п. 1.4.3 соглашения кредитор вправе установить стандартную процентную ставку по кредиту в размере 19% годовых при наступлении одного ли нескольких обстоятельств, указанных в определении термина "Фактор прекращения субсидирования", о чем банк обязан уведомить кредитора. Стандартная процентная ставка в этом случае действует, начиная с 10 календарного дня, следующего за датой направления уведомления.
Из термина "Фактор прекращения субсидирования" следует, что к ним отнесено наступление одного из следующих событий: выявление факта нецелевого использования заемщиком кредита; выявление факта несоответствия заемщика требованиям п. 9 программы; получение банком официального письма Минэкономразвития об отсутствии бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, на цели, предусмотренные программой; получение банком от Минэкономразвития уведомления об отказе в предоставлении субсидии по процентной ставке и/или неполучение субсидии по процентной ставке в течение 30 рабочих дней от даты, в которую банк должен получить субсидию по процентной ставке в соответствии с условиями программы; наступление иных обстоятельств, влекущих прекращение субсидирования.
Как указал истец, в нарушение указанного, банком 01.12.2020 в адрес ИП Сергеева С.Н. было направлено уведомление о переводе с 01.12.2020 соглашения на период погашения в связи с невыполнением условий перехода на период наблюдения, и установлением стандартной процентной ставки с этого же числа, со ссылкой на п.п. 1.4.2, 1.10, 2.2.1, 2.2.2 соглашения. При этом основанием для принятия банком решения о переводе соглашения на период погашения явились, сведения, полученные из Федеральной налоговой службы. Однако, как указал истец, никаких данных и документов, подтверждающих это, из которых заемщик мог бы сделать вывод о законности принятия указанного решения, банком сообщено или представлено не было.
02.12.2020 заемщиком было направлено письмо с просьбой дать пояснения по данному факту. Ответа на указанное письмо не последовало, вместо этого, с 29.12.2020 банком со счета заемщика было списано 809 809 руб. 63 коп.
Иск мотивирован тем, что заемщиком в полной мере были соблюдены все условия Правил от 16.05.2020 N 696 и соглашения, каких-либо обстоятельств, закрепленных в термине "Фактор прекращения субсидирования" соглашения не наступило и истцом допущено не было, в связи с чем данные действия банка являются незаконными и не соответствующими как условиям Правил, так и самого соглашения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды определили, что правоотношения, сложившиеся между сторонами на основании кредитного соглашения от 15.06.2020 N НЛ/002020-002904 подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и специальными нормами, содержащимися в главе 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в подтверждение своих доводов и возражений доказательства, суды приняли во внимание, что численность работников заемщика определяется на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 года. Информационный сервис Федеральной налоговой службы (Платформа) предоставляет собой набор информационных сервисов, обеспечивающих автоматизацию процесса приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости", и правилами, определенными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 года N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности".
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (в ред. постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976) кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в любом из следующих случаев: в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо заемщик индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; численность работников заемщика обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020 в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80% численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80% численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии п. 24 Правил, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правила, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии п. 24 Правил. Согласно абзацу 5 п. 24 Правил, для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25.06.2020 для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения) допустимо определение численности работников, исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам апреля 2020 года.
В рассматриваемом случае дата подачи заявки по клиенту - 10.06.2020, в связи с чем контрольной численностью в соответствии с условиями Постановления является апрель.
По окончании базового периода по клиенту было установлено нарушение п. 11 Постановления, условий кредитного соглашения о переходе на период наблюдения. Согласно сведениям, полученным с информационного сервиса Федеральной налоговой службы, у ИП Сергеева С.Н. произошло снижение численности работников более чем на 20 %, в связи с чем ИП Сергеев С.Н. был внесен в реестр заемщиков с прекращением субсидирования в рамках постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности". Данный реестр предоставляется банку Федеральной налоговой службой.
С учетом вышеуказанных положений, сведений с информационного сервиса Федеральной налоговой службы, суды пришли к выводу об обоснованности действий банка, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Довод кассационной жалобы об изменении судом предмета заявленных требований не нашел своего подтверждения.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2021 года по делу N А41-24345/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.А. Шишова |
Судьи |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (в ред. постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976) кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в любом из следующих случаев: в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо заемщик индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; численность работников заемщика обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020 в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80% численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80% численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии п. 24 Правил, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правила, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии п. 24 Правил. Согласно абзацу 5 п. 24 Правил, для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25.06.2020 для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения) допустимо определение численности работников, исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам апреля 2020 года.
...
По окончании базового периода по клиенту было установлено нарушение п. 11 Постановления, условий кредитного соглашения о переходе на период наблюдения. Согласно сведениям, полученным с информационного сервиса Федеральной налоговой службы, у ИП Сергеева С.Н. произошло снижение численности работников более чем на 20 %, в связи с чем ИП Сергеев С.Н. был внесен в реестр заемщиков с прекращением субсидирования в рамках постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности". Данный реестр предоставляется банку Федеральной налоговой службой."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2021 г. N Ф05-31138/21 по делу N А41-24345/2021