г. Москва |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А40-5947/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Объединенная зерновая компания" - Климовой И.А. (представителя по доверенности от 30.12.2020),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве - Рацимора А.Г. (представителя по доверенности от 01.11.2021),
от общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Декарт" - извещено, представитель не явился,
от акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" - извещено, представитель не явился,
от Федеральной антимонопольной службы - извещена, представитель не явился,
рассмотрев 14.12.2021 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Объединенная зерновая компания"
на решение от 04.05.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09.08.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-5947/2021
по заявлению акционерного общества "Объединенная зерновая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
об оспаривании решения, предписания,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Декарт", акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", Федеральная антимонопольная служба,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Объединенная зерновая компания" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - управление) об оспаривании решения и предписания от 18.11.2020 по делу N 077/07/00-19855/2020.
В качестве третьих лиц в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Декарт" (далее - ООО "ГК "Декарт"), акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (далее - АО "ЕЭТП"), Федеральная антимонопольная служба (далее - служба).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель управления возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей компании и управления, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в управление поступила жалоба ООО "ГК "Декарт" на действия компании (заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по оценке рыночной стоимости объектов оценки и по организации проведения экспертизы отчета об оценке Саморегулируемой организацией оценщиков на подтверждение рыночной стоимости объекта оценки и на соответствие Отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации (реестровый номер 32009638398).
ООО "ГК "Декарт" оспаривались положения закупочной документации в части предъявления в этой документации требований о предоставлении избыточного перечня документов в составе заявки.
Решением управления от 18.11.2020 по делу N 077/07/00-19855/2020 жалоба ООО "ГК "Декарт" признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Управление выдало компании предписание от 18.11.2020 по делу N 077/07/00-19855/2020 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с управлением, компания оспорила решение и предписание от 18.11.2020 по делу N 077/07/00-19855/2020 в судебном порядке.
Признавая законными оспариваемые решение и предписание управления, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", положениями статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пришли к выводу о том, что критериям объективности и нормативности рассматриваемые требования компании не соответствуют, поскольку компанией не приведено доводов и не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности такой гарантии со стороны менее опытного участника закупки. Сам по себе предмет торгов не может являться основанием для отступления от установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках запретов, при этом статус заказчика, сфера его деятельности, а равно особенности специфики деятельности заказчика не могут обусловливать введение ограничивающих конкуренцию требований.
Как признали суды, управлением правильно установлено, что по пункту 2.1 закупочной документации заказчиком неправомерно установлено требование об оценке опыта именно с предприятиями агропромышленного комплекса с долей государственного участия, а по пункту 2.2 - требование об оценке опыта именно с предприятиями с долей государственного участия с объемом годовой выручки не менее 9 млрд. рублей, поскольку такие требования завышены, не корректны и создают необоснованное ограничение конкуренции.
Отклоняя доводы компании, суды отметили, что рассматриваемые критерии не направлены на выявление лучших условий исполнения обязательств, в связи с чем установление данных критериев с указанным порядком оценки не имеет под собой какого-либо разумного и объективного основания, не связано с потребностями заказчика. Предъявленные компанией требования не направлены на подтверждение опыта оказания аналогичных услуг, но при этом приводят к необоснованному ограничению конкуренции. В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у компании объективной необходимости в установлении такого требования компанией не представлено.
Вопреки мнению компании, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы компании, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А40-5947/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая законными оспариваемые решение и предписание управления, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", положениями статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пришли к выводу о том, что критериям объективности и нормативности рассматриваемые требования компании не соответствуют, поскольку компанией не приведено доводов и не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности такой гарантии со стороны менее опытного участника закупки. Сам по себе предмет торгов не может являться основанием для отступления от установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках запретов, при этом статус заказчика, сфера его деятельности, а равно особенности специфики деятельности заказчика не могут обусловливать введение ограничивающих конкуренцию требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2021 г. N Ф05-29247/21 по делу N А40-5947/2021