г. Москва |
|
27 декабря 2021 г. |
Дело N А40-24451/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Гришиной Т.Ю., Стрельникова А.И.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, уведомлен
от ответчика: Мастеренко М.А., дов. от 20.11.2020
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2021 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 14 сентября 2021 года,
по иску Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов
к Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 2 340 650 руб. 28 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 года, иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство обороны РФ является собственником помещений, расположенных по адресу: г. Омск, городок Военный 16-й, 397; г. Омск, ул. Поселковая 2-я, 63; пгт Степной, ул. 40 лет Ракетных Войск, 1; пгт Степной, ул. 40 лет Ракетных Войск, 2; пгт Степной, ул. 40 лет Ракетных Войск, 3; пгт Степной, ул. 40 лет Ракетных Войск, 4; пгт Степной, ул. 40 лет Ракетных Войск, 5; пгт Степной, ул. 40 лет Ракетных Войск, 6; пгт Степной, ул. 40 лет Ракетных Войск, 7, что подтверждалось представленными в материалы дела Выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В обоснование заявленного требования истец указывал, что ответчик не уплатил взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01 декабря 2017 года по 30 сентября 2020 года, таким образом, с учетом применения истцом срока исковой давности по заявленным требования, задолженность составляла 2 340 650 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 1 статьи 169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
В соответствии с пункта 3 статьи 170 ЖК РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в вид денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении иска, поскольку ответчик каких-либо доказательств оплаты взносов на капитальный ремонт не предоставил.
Доводы ответчика о том, что материалами дела не подтверждено формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, поскольку истцом не предоставлены решения общих собраний собственников, отклоняются кассационным судом.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года N 369-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области на 2014-2043 годы, в связи с чем обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт возникает у собственников с 01 января 2014 года.
Таким образом, возникновение у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связано с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта.
Если собственники помещений не приняли решение об установлении размера такой платы, ее размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов Региональному оператору не предоставлялись, следовательно, размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, уплачиваемого собственниками помещений в многоквартирных домах составляет 6 руб. 70 коп. за 1 кв.м. общей площади помещения в месяц на основании Постановления Правительства Омской области от 25 июля 2013 года N 170-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы ответчика о неполучении платежных документов признаны необоснованными, поскольку неполучение собственником помещения квитанций не является основанием для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт, поскольку данная обязанность прямо предусмотрена законодательством и в соответствии с нормами ЖК РФ не поставлена в зависимость от направления\получения соответствующего счета
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 года по делу N А40-24451/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Т.Ю. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пункта 3 статьи 170 ЖК РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в вид денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
...
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
...
Если собственники помещений не приняли решение об установлении размера такой платы, ее размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 декабря 2021 г. N Ф05-32576/21 по делу N А40-24451/2021