город Москва |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А40-15195/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Пучнин А.Ю., доверенность от 17.11.2021;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 21 декабря 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
на решение от 27 апреля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20 августа 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-15195/21
по заявлению ИП Усанова А.И.
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
УСТАНОВИЛ:
ИП Усанов А.И. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконным отказа от 10.12.2020 N КУВД-001/2020-13496884/10.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с договором купли-продажи недвижимости от 28.10.2015, заключенным между предпринимателем и ОАО "Импульс Технопарк", предприниматель приобрел право собственности на помещение с кадастровым номером 77:02:0023016:2963, общей площадью 342,4 кв.м, в здании по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 102, стр. 29.
Право собственности на помещение зарегистрировано 23.11.2015.
Указанные помещения используются предпринимателем для предпринимательской деятельности.
Здание, в котором находится помещение, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0023016:3687, общей площадью 32.997+/-64 кв.м, по адресу: г. Москва, Проспект Мира, вл. 102, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация существующих зданий с целью производства продукции радиотехнического назначения.
На момент продажи помещения здание и земельный участок принадлежали ОАО "Импульс Технопарк".
Учитывая то обстоятельство, что на земельном участке находятся здания и строения, общей полезной площадью 59.443,10 кв.м, доля предпринимателя в праве собственности на земельный участок должна составлять 0,0057601 = 342,4/59.443,10 (57.601/10.000.000).
Передачу прав на данную долю в праве собственности на земельный участок подтвердил продавец - ОАО "Импульс Технопарк" письмом от 14.10.2019 и подписанием дополнительного соглашения к договору купли-продажи недвижимого имущества от 22.06.2020.
Предприниматель 01.09.2020 и дополнительно 18.09.2020 обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на долю в вышеуказанном земельном участке, предоставив необходимый в соответствии с законодательством пакет документов.
Уведомлением от 10.12.2020 предпринимателю в регистрации права собственности отказано по следующей причине: "Государственная регистрация договора купли-продажи как сделки законодательством не предусмотрена, соглашение о внесении изменений в такой договор также не подлежит государственной регистрации. Осуществление заявленных регистрационных действий на основании представленного в дело соглашения не представляется возможным".
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, с учетом всех обстоятельств дела пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований. При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно положениям части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (пункт 2 части 4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (часть 6).
Суды обоснованно заключили, что Управлением неверно установлены требования предпринимателя.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с заявлением от 01.09.2020 и сопроводительным письмом от 18.09.2020 предприниматель просил зарегистрировать именно право собственности, а не договор и дополнительное соглашение к нему.
Кроме того, к документам, направленным в адрес Управления, приложены согласие собственника на передачу вышеуказанной доли земельного участка и решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2020 по делу N А40-83736/20, указывающие на приобретение данного права предпринимателем и отсутствие спора между прежним собственником и предпринимателем относительно данного права.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Учитывая изложенное, суды обоснованно заключили, что основания для отказа предпринимателю в осуществлении регистрационных действий у Управления отсутствовали, соответственно, оспариваемое решение Управления не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании незаконным решения Управления об отказе в государственной регистрации прав, изложенного в уведомлении от 10.12.2020 N КУВД-001/2020-13496884/10, правомерно возложили на Управление обязанность в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в установленном законом порядке путем осуществления государственной регистрации перехода права собственности на долю в размере 57.601/10.000.000 в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0023016:3687, общей площадью 32.997+/-64 кв.м, по адресу: г. Москва, Проспект Мира, вл. 102.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 года по делу N А40-15195/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с заявлением от 01.09.2020 и сопроводительным письмом от 18.09.2020 предприниматель просил зарегистрировать именно право собственности, а не договор и дополнительное соглашение к нему.
Кроме того, к документам, направленным в адрес Управления, приложены согласие собственника на передачу вышеуказанной доли земельного участка и решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2020 по делу N А40-83736/20, указывающие на приобретение данного права предпринимателем и отсутствие спора между прежним собственником и предпринимателем относительно данного права.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2021 г. N Ф05-30396/21 по делу N А40-15195/2021