г. Москва |
|
30 декабря 2021 г. |
Дело N А40-74103/2021 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Шевченко Е.Е.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фактор"
на решение от 05.07.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20.09.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-74103/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фактор"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по городу Москве
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фактор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по городу Москве (далее - инспекция) от 30.03.2021 N 7731р-77 о назначении административного наказания по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что инспекцией в отношении общества проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой было установлено, что 17.07.2019 между компанией с ограниченной ответственностью ВЕСТВОСТОК ПРОДЖЕКТС ЛТД (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды N F18/35/Д на нежилое здание.
По условиям договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату нежилое помещение, за пользование которого арендатор уплачивает арендодателю арендную плату.
Обеспечительным платежом по договору являются денежные средства, вносимые арендатором на расчетный счет арендодателя в качестве обеспечения своих финансовых обязательств по договору в размере 593 222,03 рублей.
Обществом представлена ведомость банковского контроля по контракту УНК N 19100153/1481/1948/4/1 от 15.10.2019, в Разделе II "Сведения о платежах" которой указаны суммы списанных со счета общества денежных средств, при этом в Разделе III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту информация/сведения о подтверждающих документах отсутствует.
Кроме того, обществом не представлены в банк подтверждающие документы по названному договору аренды, а именно: справки о подтверждающих документах по операциям в адрес арендодателя в срок, установленный пунктом 8.2.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И) (до 21.09.2020) по платежным поручениям N 56420 от 03.08.2020 на сумму 5669,61 рублей, N 60924 от 17.08.2020 на сумму 74 263,97 рублей, N 60852 от 17.08.2020 на сумму 74 263,97 рублей, N 60923 от 17.08.2020 на сумму 74 263,97 рублей, N 61108 от 18.08.2020 на сумму 168 902,70 рублей, N 61093 от 18.08.2020 на сумму 430 000 рублей, N 61133 от 18.08.2020 на сумму 430 000 рублей, N 61748 от 20.08.2020 на сумму 43 148,78 рублей.
По данному факту постановлением инспекции от 30.03.2021 N 7731р-77 общество привлечено к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 40 000 рублей штрафа.
Не согласившись с данным постановлением инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный Банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8.2.2 Инструкции N 181-И в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 настоящей Инструкции.
В случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа.
Согласно пункту 8.5 Инструкции N 181-И в случае если контрактом, предусматривающим передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи, страхование, определены платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) с периодичностью по времени, зафиксированной в условиях контракта, резидент не представляет в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы. В случае осуществления иных платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в порядке, установленном Инструкцией N 181-И.
Таким образом, согласно требованиям Инструкции N 181-И, резиденты в тот же срок, в том же порядке и на тех же основаниях обязаны представлять в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, а также сведения об изменении сведений о резиденте.
Действия, связанные с непредставлением резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Признавая законным оспариваемое постановление инспекции, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, поскольку обществом не предоставлены в уполномоченный банк формы учета - справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Проверив требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания, суды признали их соблюденными.
Отклоняя утверждения общества о том, что указанные платежи относятся к категории периодических фиксированных платежей, в связи с чем у него отсутствовала обязанность представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, суды указали на то, что условиями договора не установлен фиксированный размер переменной арендной платы, не определен алгоритм исчисления сумм платежей, а ее величина определяется исходя из фактического месячного объема потребляемых коммунальных услуг, в связи с чем данные платежи не могут расцениваться как периодические фиксированные платежи.
При этом договор содержит условие о ежемесячной оплате аренды помещения, в то время как такие платежи в отсутствие определенных указанным договором сумм не являются фиксированными платежами для целей применения пункта 8.5 Инструкция N 181-И в связи с чем общество не освобождается от обязанности представлять справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм права, с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не имеется.
Доводы кассационной жалобы общества, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288.2 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 285-287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу N А40-74103/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания, суды признали их соблюденными.
Отклоняя утверждения общества о том, что указанные платежи относятся к категории периодических фиксированных платежей, в связи с чем у него отсутствовала обязанность представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, суды указали на то, что условиями договора не установлен фиксированный размер переменной арендной платы, не определен алгоритм исчисления сумм платежей, а ее величина определяется исходя из фактического месячного объема потребляемых коммунальных услуг, в связи с чем данные платежи не могут расцениваться как периодические фиксированные платежи.
При этом договор содержит условие о ежемесячной оплате аренды помещения, в то время как такие платежи в отсутствие определенных указанным договором сумм не являются фиксированными платежами для целей применения пункта 8.5 Инструкция N 181-И в связи с чем общество не освобождается от обязанности представлять справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 декабря 2021 г. N Ф05-33386/21 по делу N А40-74103/2021