город Москва |
|
17 января 2022 г. |
Дело N А40-90913/2021 |
Арбитражный суд Московского округа в составе
судьи Гречишкина А.А. (единолично),
рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Почта России", в лице УФПС г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2021,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-90913/2021
по заявлению акционерного общества "Почта России", в лице УФПС г. Москвы
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Почта России", в лице УФПС г. Москвы (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (далее - Роспотребнадзор, административный орган) от 08.04.2021 N 24-00468, 24-00469, 24-00470, от 13.04.2021 N 24-00481, 24-00482, 24-00488, 24-00489, 24-00490, 24-00491, 24-00492 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права, принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе приведены доводы о неверной квалификации вменного обществу правонарушения, поскольку деятельность общества по доставке почтовых отправлений регулируется не законодательством о защите прав потребителей, а законодательством в области почтовой связи и связана с осуществлением предпринимательской деятельности с соблюдением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Общество указывает, что нарушение Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 N 234, с 01.01.2021 не может быть установлено Управлением Роспотребнадзора по г. Москве, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, равно как и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как установлено судами, постановлениями административного органа от 08.04.2021 N 24-00468, 24-00469, 24-00470, от 13.04.2021 N 24-00481, 24-00482, 24-00488, 24-00489, 24-00490, 24-00491, 24-00492 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей по каждому.
Основанием для привлечения к ответственности послужил факт несоблюдения обществом, оказывающим услуги почтовой связи, положений подпункта "а" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, пришли к выводу о наличии в действиях общества, допустившего нарушение контрольных сроков пересылки регистрируемых почтовых отправлений потребителя, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суды исходили из того, что факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены, оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Вопреки доводам жалобы, суды исследовали и обоснованно отклонили довод общества о неверной квалификации вмененного ему административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, поскольку совершенное обществом правонарушение свидетельствует об оказания населению услуг, не соответствующих требованиям Закона Российской Федерации от 17.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Правил N 234.
Судами также установлено, что Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467) (п. 1007).
Соглашаясь с выводами судов, и отклоняя довод общества о неверной квалификации вмененного ему административного правонарушения, суд округа отмечает, что применительно к рассматриваемому правонарушению непосредственным объектом посягательства является, в том числе, установленный и охраняемый порядок в сфере защиты прав потребителей. Несмотря на отсутствие договорных отношений между обществом и получателем почтового отправления, правонарушение затрагивает интересы получателя почтового отправления, который обоснованно рассчитывал на получение почтового отправления к определенному сроку с учетом установленных нормативов его пересылки на территории Российской Федерации.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ не нарушены.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А40-90913/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам жалобы, суды исследовали и обоснованно отклонили довод общества о неверной квалификации вмененного ему административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, поскольку совершенное обществом правонарушение свидетельствует об оказания населению услуг, не соответствующих требованиям Закона Российской Федерации от 17.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Правил N 234.
Судами также установлено, что Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467) (п. 1007)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2022 г. N Ф05-30769/21 по делу N А40-90913/2021