г. Москва |
|
17 января 2022 г. |
Дело N А40-12476/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Филиной Е.Ю.,
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании: от истца: Борцов А.А., доверенность от 30.03.2021; от ответчика: Гарин Е.Д., доверенность N Цу-89/21 от 29.12.2021; от третьих лиц: от Департамента городского имущества города Москвы: Дмитриева Е.А., доверенность N 33-Д-840/21 от 19.11.2021; от Мосгорнаследия: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Покровка" на решение от 22 июля 2021 Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 15 октября 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу
по иску ООО "Покровка"
к ГУП "ЦУГИ"
об обязании заключить договор купли-продажи,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы, Мосгорнаследие
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Покровка" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Центр управления городским имуществом" (далее - ответчик) с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании заключить договор купли-продажи недвижимости - нежилого помещения площадью 84,4 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Покровка, д. 3/7, стр. 1 А.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанции, ООО "Покровка" подана кассационная жалоба на решение суда первой инстанции и на постановление суда апелляционной инстанции, в которой заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, указывает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Третье лицо Департамент культурного наследия города Москвы своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив заявленные доводы, заслушав представителей истца, ответчика и присутствующего третьего лица, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Исковые требования заявлены на основании положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и мотивированы тем, что истец, являясь арендатором нежилого помещения площадью 84,4 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Покровка, д. 3/7, стр. 1 А на основании договора аренды от 31.01.1995 N 01-0010/95 и субъектом малого предпринимательства, обратился к ответчику с заявлением о приобретении в собственность указанного объекта недвижимости, однако ответчик отказал в праве преимущественного выкупа.
Истец, полагая, что действия ответчика свидетельствуют о воспрепятствовании обществу в реализации его прав как субъекта малого предпринимательства, обратился с рассматриваемым иском в суд.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, регулируются Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данным Законом установлена совокупность условий, при которых субъектом малого и среднего предпринимательства может быть реализовано преимущественное право на приобретение арендуемого имущества (статья 3).
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендованного имущества, согласно которому орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Закона.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что на дату подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения истец не являлся арендатором нежилого помещения, в связи с чем не вправе требовать заключения с ним договора купли-продажи этого помещения на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судами установлено, что в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.06.2019 N 38485 спорный объект передан ответчику на праве хозяйственного ведения, в связи с чем к ответчику перешли права и обязанности арендодателя по договору аренды, заключенному с истцом.
Уведомлением от 30.01.2020 N Ц-17-4678/19 ответчик отказался от договора аренды.
Судами принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2020 года по делу N А40-73969/2020 истцу отказано в удовлетворении требований о признании уведомления об отказе от договора аренды от 30.01.2020 года N Ц-17-4678/19 незаконным, установлено, что договор аренды считается расторгнутым с 03 мая 2020 года.
Таким образом на дату обращения истца к ответчику о выкупе арендованного имущества истец не являлся арендатором спорного помещения, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу, что истец не вправе требовать заключения с ним договора купли-продажи спорного помещения на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы о том, что факт передачи имущества и расторжение договора аренды имело своей целью воспрепятствовать заключению договора купли-продажи со ссылкой на разъяснения, изложенные в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, которые судами были исследованы и получили надлежащую правовую оценку.
Суды первой инстанции и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судебной коллегией, поскольку при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установил все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу N А40-12476/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2020 года по делу N А40-73969/2020 истцу отказано в удовлетворении требований о признании уведомления об отказе от договора аренды от 30.01.2020 года N Ц-17-4678/19 незаконным, установлено, что договор аренды считается расторгнутым с 03 мая 2020 года.
Таким образом на дату обращения истца к ответчику о выкупе арендованного имущества истец не являлся арендатором спорного помещения, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу, что истец не вправе требовать заключения с ним договора купли-продажи спорного помещения на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы о том, что факт передачи имущества и расторжение договора аренды имело своей целью воспрепятствовать заключению договора купли-продажи со ссылкой на разъяснения, изложенные в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, которые судами были исследованы и получили надлежащую правовую оценку."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2022 г. N Ф05-33071/21 по делу N А40-12476/2021