город Москва |
|
18 января 2022 г. |
Дело N А40-98843/21-93-724 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО": Горюновой М.Л. (дов. N КИТО/22/01/2022 от 10.01.2022 г.) - представитель не допущен, не представлен оригинал доверенности;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Аленкова А.В. (дов. N МШ/3165/21 от 21.01.2021 г.);
от третьего лица Управления по регулированию тарифов Тамбовской области: не явились, извещены;
рассмотрев 12 января 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2021 г.,
по делу N А40-98843/21-93-724
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура ТО"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения от 06 апреля 2021 г. N СП/26852/21,
третье лицо: Управление по регулированию тарифов Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (далее - ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО", общество, заявитель) осуществляет регулируемую деятельность на основании концессионного соглашения в отношении объектов системы теплоснабжения и горячего водоснабжения от 11 декабря 2017 г. N 166, заключенного с Цнинским сельсоветом Тамбовского района Тамбовской области на срок до 19 ноября 2042 г (далее - Концессионное соглашение).
Долгосрочные тарифы на тепловую энергию для общества были установлены приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 02 февраля 2018 г. N 10-т "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и норматива удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, определении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура ТО" потребителям пос. Строитель Тамбовского района, на 2018-2021 гг." с последующей ежегодной корректировкой согласно требованиям пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования).
Долгосрочные тарифы регулировались методом индексации установленных тарифов.
Не согласившись с величиной необходимой валовой выручки на 2021 год, общество заявило в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) разногласия по тарифам, установленным приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15 декабря 2020 г. N 145-т "О внесении изменений в приложение N 5 к приказу управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 02 февраля 2018 г. N 10-т "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и норматива удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, определении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура ТО" потребителям пос. Строитель Тамбовского района, на 2018 - 2021 гг.".
06 апреля 2021 г. по результатам рассмотрения разногласий комиссией ФАС России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения N 2 (далее - комиссия), принято решение N СП/26852/21 об отказе в удовлетворении требований ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО", указанных в заявлении о разногласиях с Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (регистрационный номер 34237-ИП/21 от 03 марта 2021 г.).
Считая свои права нарушенными, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу ФАС России и Управление по регулированию тарифов Тамбовской области просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Представитель ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" для участия в заседании кассационной инстанции не допущен, поскольку не представлен подлинник доверенности.
От представителя Управления по регулированию тарифов Тамбовской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. N 533 утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. N 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила).
Исходя из пункта 1 Правил они разработаны в соответствии с федеральными законами "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении" и "О естественных монополиях" и устанавливают порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) следующих споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий: а) разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; б) споры, связанные с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споры, связанные с установлением платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы; в) разногласия по вопросам установления цен (тарифов), возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; г) разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования тарифов; д) разногласия, возникающие между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных величин тарифов; е) досудебные споры, возникающие между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; ж) досудебные споры, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 2 Правил приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. N 827/18 утвержден регламент деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров.
Правоотношения по установлению тарифов на тепловую энергию регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования).
Расчет тарифов на тепловую энергию производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7, пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении установление тарифов на тепловую энергию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 71 Основ ценообразования установлено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы.
величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных данным пунктом (пункт 73 Основ ценообразования).
Согласно пункту 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 Основ ценообразования и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации (абзац второй пункта 73 Основ ценообразования).
В силу пункта 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом.
Согласно пункту 37 Методических указаний N 760-э при расчете базового уровня операционных расходов учитывается арендная плата, определяемая в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Выводы судов основаны на следующем.
Так, базовый уровень операционных расходов является долгосрочным параметром регулирования деятельности ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО", его величина предусмотрена конкурсной документацией и определена в качестве условия Концессионного соглашения (приложение 9-кс). В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования данная величина базового уровня операционных расходов общества в размере 27 783,00 тыс. руб. определена пунктом 2 приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 02 февраля 2018 г. N 10-т.
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области расходы на аренду земельных участков учтены в составе базового уровня операционных расходов в размере 803,03 тыс. руб. на основании положений Основ ценообразования и по предложению заявителя (пояснительная записка к расчету тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" потребителям п. Строитель на 2018 - 2021 годы, таблица 2 стр. 2-3). В соответствии с пунктами 52 и 59 Основ ценообразования операционные расходы ежегодно индексировались на индекс потребительских цен, индекс эффективности и индекс количества активов и на 2021 год включены в НВВ в размере 30 089,27 тыс. руб.
При этом в течение долгосрочного периода регулирования общество не заявляло расходы на аренду земли в составе неподконтрольных расходов (пояснительная записка к расчету тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" потребителям п. Строитель на 2018-2021 годы, таблица 3 стр. 3-4) и с заявлением о пересмотре базового уровня операционных расходов в управление не обращалось, условия Концессионного соглашения не изменяло.
При установлении (корректировке) тарифов на 2021 год общество представило на заседание правления управления дополнительное заявление о включении расходов на арендную плату за пользование земельными участками в размере 247,15 тыс. руб. Данная величина была принята в качестве плановых экономически обоснованных расходов и учтена в НВВ на 2021 год в составе неподконтрольных расходов.
Неподконтрольные расходы на арендную плату за земельные участки в размере 870,53 тыс. руб. общество к регулированию не заявляло, документального подтверждения выплаты арендодателю этой суммы в регулирующий орган не предоставило.
Таким образом, экономически обоснованная величина арендной платы на 2021 год составляет 247,15 тыс. руб.
В разногласиях общество заявило требования о дополнительном учете в НВВ на 2021 год выпадающих доходов за предыдущие периоды регулирования в размере 18 703,21 тыс. руб., в том числе: арендная плата за земельные участки - 1 080,53 тыс. руб.; расходы по сомнительным долгам - 16 700,44 тыс. руб.; расчетная предпринимательская прибыль - 922,25 тыс. руб.
Вместе с тем, общество при обращении за установлением (корректировкой) тарифов на 2021 год дополнительных расходов по данным подстатьям в статье "Выпадающие доходы за предыдущие периоды регулирования" не заявляло. Экономическое обоснование и документальное подтверждение заявленных в разногласиях сумм не представлено ни в регулирующий орган, ни в ФАС России.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области производило корректировку планового НВВ на 2021 год с целью учета отклонения значений параметров регулирования деятельности Общества за истекший 2019 год от значений таких параметров, учтенных при расчете тарифов (плановом НВВ) на 2019 год, в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования по формулам корректировки, предусмотренным пунктами 52 (формула 22), 55 (формула 26) и 56 (формула 27) Методических указаний N 760-э.
Согласно пункту 56 Методических указаний N 760-э уровень фактических операционных расходов (включая расходы на аренду земельных участков) ОРф принят в размере 28 770,28 тыс. руб.
Уровень фактических неподконтрольных расходов НРф принят в размере 15 411,38 тыс. руб. на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования (расходы на аренду земельных участков в составе неподконтрольных расходов в 2019 году не заявлялись, фактическая оплата аренды за 2019 год бухгалтерскими документами не подтверждена).
Расходы по подстатье "Расходы по сомнительным долгам" приняты в соответствии с пунктами 47, 62 и 73 Основ ценообразования.
Постановлением администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 18 июня 2018 г. N 136 обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации в пос. Строитель Тамбовского района Тамбовской области.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования Управлением в НВВ на 2021 год учтены плановые расходы по сомнительным долгам в размере 2 773,73 тыс. руб., т.е. в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Согласно пункту 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным догам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.
Фактические затраты по данной статье за 2019 год управлением не могли быть приняты, т.к. на момент регулирования списание безнадежной задолженности на убытки общества документально не было подтверждено.
Акты о списании безнадежных долгов были подписаны 28 декабря 2020 г., то есть после проведения заседания правления управления 15 декабря 2020 г. и установления тарифа на тепловую энергию на 2021 год приказом от 15 декабря 2020 г. N 145-т.
При корректировке НВВ по итогам 2019 года расчетная предпринимательская прибыль учтена в размере 3 299,25 тыс. руб., т.е. на уровне принятой в тарифе на 2019 год, т.к. согласно пункту 55 Методических указаний N 760-э при корректировке тарифов включается величина расчетной предпринимательская прибыли РППi-2, учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год.
Кроме того, в плановой НВВ на 2021 год учтена расчетная предпринимательская прибыль в сумме 3 820,46 тыс. руб., определенная согласно пункту 74(1) Основ ценообразования.
Рассчитанная по формуле 22 пункта 52 Методических указаний N 760-э величина корректировки НВВ по фактическим затратам за 2019 год составила 3 669,58 тыс. руб., учтена при регулировании тарифов на тепловую энергию на 2021 год.
Все установленные при рассмотрении разногласий обстоятельства в совокупности свидетельствуют о необоснованности заявленных обществом к дополнительному учету выпадающих доходов за предыдущие периоды регулирования.
При этом доказывание объема и экономической обоснованности расходов возлагается на регулируемую организацию согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования. Кроме этого, регулируемая организация по своей инициативе представляет дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 533 к заявлению о рассмотрении разногласий прилагаются документы, подтверждающие наличие обстоятельств, на которых заявитель основывает свои требования.
Таким образом, законом не установлена обязанность органа регулирования по инициативному сбору обосновывающих материалов.
Величина экономически обоснованной необходимой валовой выручки общества на 2021 год составляет 163 094,27 тыс. руб. Основания увеличить НВВ до размера 205 244,37 тыс. руб. заявителем не доказаны.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2021 г. по делу N А40-98843/21-93-724 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассчитанная по формуле 22 пункта 52 Методических указаний N 760-э величина корректировки НВВ по фактическим затратам за 2019 год составила 3 669,58 тыс. руб., учтена при регулировании тарифов на тепловую энергию на 2021 год.
Все установленные при рассмотрении разногласий обстоятельства в совокупности свидетельствуют о необоснованности заявленных обществом к дополнительному учету выпадающих доходов за предыдущие периоды регулирования.
При этом доказывание объема и экономической обоснованности расходов возлагается на регулируемую организацию согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования. Кроме этого, регулируемая организация по своей инициативе представляет дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 533 к заявлению о рассмотрении разногласий прилагаются документы, подтверждающие наличие обстоятельств, на которых заявитель основывает свои требования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2022 г. N Ф05-31517/21 по делу N А40-98843/2021