город Москва |
|
18 января 2022 г. |
Дело N А40-8989/2021-144-67 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Мособлэнерго": Вербенко Ю.С. (дов. N 42-2021 от 16.03.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московского областного УФАС России: не явились, извещены;
от третьего лица Валуйской К.А.: не явились, извещены;
рассмотрев 12 января 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московского областного УФАС России
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г.,
по делу N А40-8989/2021-144-67
по заявлению акционерного общества "Московская областная энергосетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 050/04/9.21-1779/2020 от 23 декабря 2020 г. и представления от 23 декабря 2020 г.,
третье лицо: Валуйская Кристина Андреевна,
УСТАНОВИЛ: в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление Валуйской Кристины Андреевны (далее - Валуйская К.А., третье лицо) на действия (бездействие) акционерного общества "Московская областная энергосетевая компания" (далее - АО "Мособлэнерго", общество, заявитель, сетевая организация) при рассмотрении заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский городской округ, ТСН "Ромашкино", участок N 221 (кадастровый номер земельного участка 50:23:0030371:375) (далее - объект).
По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным УФАС России установлено, что 14 сентября 2020 г. Валуйская К.А. через личный кабинет потребителя на официальном сайте заявителя обратилась с заявкой N 2135269 на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта с максимальной мощностью 10 кВт.
В последующем в личном кабинете потребителя АО "Мособлэнерго" было размещено письмо по указанной заявке с отказом в заключении договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский городской округ, ТСН "Ромашкино", участок N 221 (кадастровый номер земельного участка 50:23:0030371:375), мотивированное нахождения земельного участка Валуйской К.А. на территории садоводческого товарищества и в соответствии с пунктом 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), подача соответствующей заявки в сетевую организацию осуществляется садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Заявки от ТСН "Ромашкино" в АО "Мособлэнерго" не поступало, о чем Валуйской К.А. даны разъяснения в электронном виде.
При проведении административного расследования антимонопольным органом получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030371:375, принадлежащий Валуйской К.А. на праве собственности, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - дачное строительство с правом возведения жилого дома, с правом регистрации проживания в нем.
Приняв во внимание, что документы, подтверждающие, что энергопринимающие устройства, расположенные по адресу: Московская область, Раменский городской округ, ТСН "Ромашкино", участок N 221 (кадастровый номер земельного участка 50:23:0030371:375), находятся в границах территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества в материалы административного дела сетевой организацией не представлены, а дополнительные документы (вх. от 22 декабря 2020 г. N 53074-М/20), представленные обществом, не свидетельствуют о нахождении энергопринимающих устройств в границах территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, Московское областное УФАС России пришло к выводу о нарушении АО "Мособлэнерго" Правил технологического присоединения, поскольку Валуйская К.А. в силу пункта 14 Правил технологического присоединения относится к категории заявителей, в связи с чем ее заявка подлежала рассмотрению в установленный Правилами технологического присоединения срок и АО "Мособлэнерго" надлежало в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления заявки, разместить в личном кабинете потребителя документы, предусмотренные пунктом 105 Правил технологического присоединения.
На основании полученных данных 10 декабря 2020 г. Московским областным УФАС России в отношении АО "Мособлэнерго" был составлен протокол об административном правонарушении N 050/04/9.21-1779/2020.
Постановлением Московского областного УФАС России от 23 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении N 050/04/9.21-1779/2020 АО "Мособлэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
23 декабря 2020 г. Московским областным УФАС России выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым АО "Мособлэнерго" предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно: принять меры, направленные на размещение в личном кабинете потребителя документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, с соблюдением требований, предусмотренных Правилами технологического присоединения.
Считая указанные постановление и представление незаконными, АО "Мособлэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому областному УФАС России об их отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 июня 2021 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 11 июня 2021 г. отменено. Признаны незаконными постановление Московского областного УФАС России по делу об административном правонарушении N 050/04/9.21-1779/2020 от 23 декабря 2020 г. и представление от 23 декабря 2020 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В кассационной жалобе Московское областное УФАС России просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении срока размещения в личном кабинете потребителя документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения.
От АО "Мособлэнерго" через систему подачи документов "Мой арбитр" поступил отзыв на кассационную жалобу, который подлежит возврату в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку отзыв на кассационную жалобу подан в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Мособлэнерго" с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Представитель Московского областного УФАС России и Валуйская К.А. в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО "Мособлэнерго", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям регламентируют процедуру технологического присоединения.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. При этом, изменение точки присоединения является случаем технологического присоединения только тогда, когда в отношении ранее присоединенного энергопринимающего устройства меняется категория надежности, вид производственной деятельности без изменения максимальной мощности, но меняется схема внешнего электроснабжения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В пункте 14 Правил технологического присоединения указано на то, что заявителями являются физические лица, направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения предусмотрена процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил (увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя) и непосредственно заключение договора.
В силу пункта 8 (5) Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
В случае если ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Действия, связанные с нарушением субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях АО "Мособлэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку у сетевой организации отсутствовала установленная законом обязанность по рассмотрению заявки физического лица на технологическое присоединение объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества.
Судом установлено, что принадлежащий Валуйской К.А. земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030371:375, расположенный по адресу: Московская область, Раменский городской округ, ТСН "Ромашкино", участок N 221, расположен в границах территории ТСН "Ромашкино", что подтверждается схемой расположения земельных участков на публичной кадастровой карте.
Согласно акту о технологическом присоединении от 18 марта 2019 г. N 1819897 граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и ТСН расположена в РУ-0,4 кВ ТП-318, ТП-319, ТП-320, т.е. сети 0,4 кВ находятся на балансе ТСН "Ромашкино".
Между тем, в нарушение пункта 8(5) Правил технологического присоединения заявка подана от имени собственника земельного участка - Валуйской К.А., заявок от ТСН "Ромашкино" в сетевую организацию не представлено, в то время как заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию именно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом.
Отклоняя доводы антимонопольного органа о ненахождении в границах территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский городской округ, ТСН "Ромашкино", участок N 221 (кадастровый номер земельного участка 50:23:0030371:375), суд апелляционной инстанции со ссылкой по положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" указал на то, что ТСН "Ромашкино" является садовым некоммерческим товариществом.
При этом по сведениям ЕГРН об участке Валуйской К.А. (кадастровый номер 50:23:0030371:375), актуальным на дату обращения третьего лица с заявлением к обществу, категория земель, к которым отнесен земельный участок, - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030371:375, принадлежащий Валуйской К.А. на праве собственности, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Таким образом, у общества как сетевой организации в рассматриваемом случае отсутствовала установленная законом обязанность по рассмотрению заявки от физического лица на технологическое присоединение объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены оспариваемые постановление и представление.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г. по делу N А40-8989/2021-144-67 оставить без изменения, кассационную жалобу Московского областного УФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.