г. Москва |
|
21 января 2022 г. |
Дело N А40-131799/2021 |
Судья Каменская О.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на принятые в порядке упрощенного производства решение от 03 сентября 2021 года Арбитражного суда г. Москвы, постановление от 06 октября 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к ООО "АГМ-Москва"
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 03 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации о взыскании с ООО "АГМ-Москва" неустойки в размере 2.664, 39 руб., отказано.
Постановлением от 06 октября 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда, решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2021 года, оставлено без изменения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Письменный отзыв не представлен в материалы дела.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ООО "АГМ-Москва" (поставщик) заключен государственный контракт от 27.10.2020 N 878/ЗА(Э)/2020/ДГЗ/З, предметом которого является поставка товара в количестве и комплектности, соответствующего качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
Цена контракта составляет 671.695, 93 руб. (п. 4.1 контракта).
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является заключенный между сторонами договор.
Согласно ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, после заключения условия договора становятся обязательными для его сторон.
В соответствии с положениями ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Наименования грузополучателей и адреса мест поставки приведены в п. 3.2.2 контракта.
Поставка оборудования по контракту предусмотрена в период до 02.11.2020.
Приемка товара по количеству, комплектности, качеству и на соответствие товара иным условиям контракта производится грузополучателем с последующим оформлением акта приема-передачи товара по форме приложения N 1 к контракту. Иные документы и акты, оформляемые и подписываемые в целях проверки качества товара, приемкой товара не являются (п. 7.1 контракта).
Датой поставки товара является дата подписания грузополучателем акта приема-передачи товар (п. 6.6 контракта). Акт приема-передачи подписывается грузополучателем в течение 5 рабочих дней со дня окончания приемки товара (п. 7.3 контракта).
Доставка товара осуществляется видом транспорта, указанным в нормативно-технической документации на товар, по выбору поставщика. Расходы по доставке товара несет поставщик (п. 6.1 контракта).
Товар стоимостью 671.695, 93 руб. принят по акту приема-передачи товара от 0.11.2020.
По условиям п. 10.2 контракта за нарушение срока поставки заказчик вправе потребовать уплату неустойки, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных.
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки на основании п. 10.2 контракта за период с 03.11.2020 по 20.11.2020 в размере 2.664, 39 руб.
Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Списание неустоек регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом" (вместе с "Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
В соответствии с подп. "а" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 % цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Исходя из содержания данного постановления, судами обоснованно указано, что в рассматриваемой ситуации сумма начисленной неустойки за период, заявленный истцом к взысканию, не превышает 5 % от цены контракта, т.е. имеются основания для списания неустойки на основании подп. "б" п. 3 Правил.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, об отклонении доводов истца, со ссылкой на п. 5 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 N 44н, согласно которому в случае, если поставщиком не подтверждено наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.
Вместе с тем, согласно п. 4 Правил и п. 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 N 44н, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек обеспечивает сверку расчетов с поставщиком по начисленным и неуплаченным суммам неустоек.
Таким образом, документальное подтверждение оснований списания неустойки обеспечивает заказчик.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства принятия мер по обеспечению сверки расчетов с поставщиком (п. 3 приказа Минфина от 12.04.2016 N 44н).
Вместе с тем, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 N 44н, в котором содержится запрет на списание неустойки, регламентирует порядок списания заказчиком неустоек в 2016, доказательства продления действия документа на 2020 суду не представлены.
При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек, основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы является исполнение поставщиком обязательств по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. "а" п. 5 Правил).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы апелляционных судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов, суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены ими правильно.
Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы повлечь принятие неправильных судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2021 года по делу N А40-131799/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Судья |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, об отклонении доводов истца, со ссылкой на п. 5 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 N 44н, согласно которому в случае, если поставщиком не подтверждено наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.
Вместе с тем, согласно п. 4 Правил и п. 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 N 44н, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек обеспечивает сверку расчетов с поставщиком по начисленным и неуплаченным суммам неустоек.
Таким образом, документальное подтверждение оснований списания неустойки обеспечивает заказчик.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства принятия мер по обеспечению сверки расчетов с поставщиком (п. 3 приказа Минфина от 12.04.2016 N 44н).
Вместе с тем, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 N 44н, в котором содержится запрет на списание неустойки, регламентирует порядок списания заказчиком неустоек в 2016, доказательства продления действия документа на 2020 суду не представлены."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2022 г. N Ф05-34226/21 по делу N А40-131799/2021