город Москва |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А40-116089/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Мартынова А.В., доверенность от 12.01.2022;
рассмотрев 13 января 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Мосгосстройнадзора
на решение от 22 июля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19 октября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-116089/21
по заявлению Мосгосстройнадзора
о привлечении к административной ответственности
к ООО "ЛИМАК КОНСТРАКШН",
УСТАНОВИЛ:
Мосгосстройнадзор обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ООО "ЛИМАК КОНСТРАКШН" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 28.05.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Мосгосстройнадзор обратился с кассационной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции, указав на наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица не возражал против доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании распоряжения Мосгосстройнадзора от 26.04.2021 N РП-2931/21-(0)-0 о проведении выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя УНУЗС Мосгосстройнадзора проведена проверка в отношении общества, осуществляющего строительство на объекте капитального строительства - Многофункциональный жилой комплекс, расположенного по адресу: г. Москва, ЦАО, Пресненский район, Шмитовский проезд, вл. 39 - Мукомольный проезд, вл. 6, участок 2.
В результате проведенной проверки выявлено, что обществом не выполнено в установленный срок законное предписание Мосгосстройнадзора от 19.03.2021 N 1101/21 со сроком исполнения 10.05.2021.
По данному факту 28.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении.
Суды указали, что протокол об административном правонарушении составлен Мосгосстройнадзором с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ.
Материалы административного производства в отношении общества по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены Мосгосстройнадзором для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Мосгосстройнадзором требований.
Суды указали, что объективную сторону вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти.
Судами также установлено, что общество предоставляло 21.04.2021 в Мосгосстройнадзор извещение от 21.04.2021 N 3 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства с приложением доказательств устранения нарушений, а также акт N 3 от 21.04.2021 об устранении выявленных нарушений, подписанный представителем заказчика строительства - ООО "ОСЗ".
Отметка представителя Мосгосстройнадзора о получении документов имеется.
Из акта от 21.04.2021 N 3 усматривается, что выявленные при проверке нарушения устранены обществом.
При этом суды указали, что Мосгосстройнадзор не представил возражений по извещению об устранении нарушений, доводы общества не оспорил.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заявленные требования о привлечении к административной ответственности общества удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему административного правонарушения.
Также апелляционный суд, сославшись на положения статьи 4.5, части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, указал, что срок давности привлечения общества к административной ответственности составляет три месяца, вменяемое правонарушение выявлено Управлением 26.05.2021, таким образом, на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (12.10.2021) срок привлечения общества к административной ответственности истек, что в силу части 6 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии состава административного правонарушения в связи со следующим.
В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Судами указано, что факт исполнения предписания подтверждается извещением от 21.04.2021 N 3 и актом от 21.04.2021 N 3 об устранении выявленных нарушений.
В то же время в силу подпункта "а" пункта 2 части 5 статьи 54 ГрК РФ, проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 ГрК РФ, а также об устранении нарушений.
Соответственно, в случае поступления в адрес орган государственного строительного надзора извещения об устранении выявленных нарушений, орган обязан провести проверку, в рамках которой оценить действия застройщика по исполнению предписания.
Судами установлено, что в рамках настоящего дела протоколом об административном правонарушении от 28.05.2021 подтверждается, что предписание в установленном законом порядке не исполнено.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами неправильно применены нормы права.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ составляет три месяца (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 N 303-ЭС19-11369).
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Соответственно, как правомерно заключил апелляционный суд, срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ составляет три месяца с даты совершения административного правонарушения, и на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (12.10.2021) срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
Таким образом, с учетом наличия обстоятельства, исключающего в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, общество не может быть привлечено к административной ответственности.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2021 года по делу N А40-116089/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Мосгосстройнадзора - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ составляет три месяца (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 N 303-ЭС19-11369).
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Соответственно, как правомерно заключил апелляционный суд, срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ составляет три месяца с даты совершения административного правонарушения, и на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (12.10.2021) срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
Таким образом, с учетом наличия обстоятельства, исключающего в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, общество не может быть привлечено к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2022 г. N Ф05-32669/21 по делу N А40-116089/2021