г. Москва |
|
24 января 2022 г. |
Дело N А40-21397/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Филиной Е.Ю.,
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании: от заявителя: Дунаев А.С., доверенность от 11.10.2021; от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2021 и на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, выраженный в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета от 26.01.2021 N КУВД- 001/2020-20157652/4; уведомлении об отказе государственного кадастрового учета от 26.01.2021 N КУВД001/2020-20161797/4, об обязании Управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на основании ранее представленных документов и выдать выписки из Единого государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: здание проходной N1; здание проходной N2.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2021 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами ПАО "ФСК ЕЭС" эксплуатирует электроподстанцию 500 кВ "Каскадная". Подстанция расположена на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0010010:3354 со следующими основными характеристиками: площадь: 36 509 кв.м, адрес: Москва, промзона Руднево (Кожухово), пр.пр. N 45 и пр.пр. N 42. Вид разрешенного использования: размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники).
Земельный участок передан в аренду ПАО "ФСК ЕЭС" на основании договора аренды земельного участка для целей капитального строительства N м-03-001764 от 15.10.2019. Согласно пункту 1.4 договора аренды участки предоставляются для строительства подстанции 500 кВ "Каскадная" с заходами BJI500 и 220 кВ. В рамках строительства подстанции были возведены в том числе следующие объекты: здание проходной N 1; здание проходной N 2.
Указанные объекты недвижимости возведены на основании следующих документов: проектная документация N П0797-0002-0094/01-КР9 от 01.03.2014, выданной ОАО "Инженерный центр ЕЭС"; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации ФАУ "Главгосэкспертизой России" от 12.12.2014 г. N 1581-14/ГГЭ6519/02. Приказ Первого заместителя Председателя Правления ПАО "ФСК ЕЭС" от 24.04.2015 N184 об утверждении проектной документации "ПС 500 кВ Каскадная с заходами ВЛ 500 и 220 кВ Корректировка". Разрешение на строительство от 28.05.2015 NRU77139000-011062, выданное комитетом государственного строительного надзора города Москвы; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N77- 139000-007388-2016 от 29.07.2016, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор).
19.10.2020 в Управление были поданы заявления о государственном кадастровом учете указанных выше объектов недвижимости.
29.10.2020 по итогам правовой экспертизы государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта сроком до 29.01.2021, поскольку указано, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
20.01.2021 в адрес регистрирующего органа были направлены дополнительные документы в целях устранения замечаний, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Управление Росреестра по Москве отказало в осуществлении государственного кадастрового учета следующими уведомлениями: здание проходной N 1 - уведомление об отказе государственного кадастрового учета от 26.01.2021 N КУВД-001/2020-20157652/4; здание проходной N2 - уведомление об отказе государственного кадастрового учета от 26.01.2021 N КУВД-001/2020-20161797/4.
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта "здание проходной N 1" указано неустранение причин, послуживших основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету.
В обосновании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта "здание проходной N 2" перечислены те же причины, которые послужили основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы.
Исследовав материалы дела и доводы заявления, суды пришли к выводу, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконным.
Отклоняя доводы Управления, суды пришли к выводу, что из позиции Управления не усматривается, в отношении технических планов каких именно объектов недвижимости выявлены приведенные несоответствия. При этом установлено, что технические планы на объекты Здание проходной N 1 и Здание проходной N 2 соответствуют положениям законодательства о государственной регистрации недвижимости, а также требованиям к подготовке технического плана.
Как установлено судами в оспариваемых отказах в осуществлении государственного кадастрового учета отсутствуют конкретные причины отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Суды обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявленные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу N А40-21397/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Земельный участок передан в аренду ПАО "ФСК ЕЭС" на основании договора аренды земельного участка для целей капитального строительства N м-03-001764 от 15.10.2019. Согласно пункту 1.4 договора аренды участки предоставляются для строительства подстанции 500 кВ "Каскадная" с заходами BJI500 и 220 кВ. В рамках строительства подстанции были возведены в том числе следующие объекты: здание проходной N 1; здание проходной N 2.
Указанные объекты недвижимости возведены на основании следующих документов: проектная документация N П0797-0002-0094/01-КР9 от 01.03.2014, выданной ОАО "Инженерный центр ЕЭС"; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации ФАУ "Главгосэкспертизой России" от 12.12.2014 г. N 1581-14/ГГЭ6519/02. Приказ Первого заместителя Председателя Правления ПАО "ФСК ЕЭС" от 24.04.2015 N184 об утверждении проектной документации "ПС 500 кВ Каскадная с заходами ВЛ 500 и 220 кВ Корректировка". Разрешение на строительство от 28.05.2015 NRU77139000-011062, выданное комитетом государственного строительного надзора города Москвы; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N77- 139000-007388-2016 от 29.07.2016, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор).
19.10.2020 в Управление были поданы заявления о государственном кадастровом учете указанных выше объектов недвижимости.
29.10.2020 по итогам правовой экспертизы государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта сроком до 29.01.2021, поскольку указано, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2022 г. N Ф05-33708/21 по делу N А40-21397/2021