город Москва |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А41-41694/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: Цветкова Ю.М., доверенность от 10.01.2022;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 19 января 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Гжель-Инвест" и конкурсного управляющего ООО "Гжель-Инвест" Савгучева Д.А.
на решение от 04 июня 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 16 сентября 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-41694/20
по иску ООО "Гжель-Инвест"
об изъятии частей земельных участков и о взыскании рыночной стоимости изымаемых частей земельных участков
к Администрации Раменского городского округа,
и по встречному иску Администрации Раменского городского округа
об установлении границ и площади земельных участков
к ООО "Гжель-Инвест",
третьи лица: конкурсный управляющий ООО "Гжель-Инвест" Савгучев Д.А., Минмособлимущество, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области, Главное управление региональной безопасности Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Гжель-Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Раменского городского округа (далее - администрация) (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений):
1) об обязании изъять часть земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:688, площадью 2.989 кв.м, фактически занятую кладбищем, в координатах, установленных судебной экспертизой, для муниципальных нужд;
2) об обязании изъять часть земельного участка с кадастровым номером: 50:23:0020389:689, площадью 1.582 кв.м, фактически занятую кладбищем, в координатах, установленных судебной экспертизой, для муниципальных нужд;
3) об обязании изъять часть земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:686, площадью 2.247 кв.м, фактически занятую кладбищем, в координатах, установленных судебной экспертизой, для муниципальных нужд;
4) о взыскании рыночной стоимости изымаемых частей земельных участков в размере 5.572.356,58 руб.
Определением Арбитражного суда Московской области от 04.02.2021 принят встречный иск Администрации Раменского городского округа к ООО "Гжель-Инвест" об установлении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:152268, занятого захоронениями, а также об установлении границ и площадей земельных участков ООО "Гжель-Инвест" с кадастровыми номерами 50:23:0020389:688, 50:23:0020389:689 и 50:23:0020389:686, за вычетом наложения границ кладбища, согласно результатам проведенной по делу судебной экспертизы (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены конкурсный управляющий ООО "Гжель-Инвест" Савгучев Д.А., Минмособлимущество, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области, Главное управление региональной безопасности Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2021 года в удовлетворении первоначально заявленных исковых требований отказано, встречные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Гжель-Инвест" и конкурсный управляющий ООО "Гжель-Инвест" Савгучев Д.А. обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявители жалобы считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в собственности общества находятся следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 50:23:0020389:686, площадью 9.763 кв.м, вид разрешенного использования "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 16.08.2019;
- с кадастровым номером 50:23:0020389:689, площадью 8.834 кв.м, вид разрешенного использования "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.08.2019;
- с кадастровым номером 50:23:0020389:688, площадью 7.971 кв.м, вид разрешенного использования "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.08.2019.
Установив, что на указанных участках расположены захоронения, общество обратилось к Главе Раменского городского округа с требованием об изъятии участков для государственных (муниципальных) нужд с возмещением их рыночной стоимости.
05.06.2020 в письме N 161-01вх-11798 администрация ответила отказом, указав, что участки общества ошибочно сформированы без учета расположения существующего муниципального кладбища, находящегося в реестре муниципальной собственности.
Изложенное послужило основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с первоначальным иском.
В обоснование встречного иска администрация указала на пересечение (наложение) земельных участков общества с земельным участком с кадастровым номером 50:23:0000000:152268, площадью 65.955 кв.м, занятым кладбищем, вид разрешенного использования "ритуальная деятельность", категория земель "земли населенных пунктов".
Отказывая обществу в удовлетворении первоначально заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующими.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.04.2015, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей с 01.04.2015, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01.04.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 499)).
Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 01.04.2015 (часть 4 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
К государственным или муниципальным нуждам статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд".
Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
В случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков и размещении информации на информационных щитах (пункт 2 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации), принимает участие в подготовке и заключении соглашения об изъятии земельных участков (пункт 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации), а также имеет право обращаться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
До 01.04.2015 при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 01.04.2015 необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 статьи 56.4, пункт 13 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
С 01.04.2015 подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Изменения коснулись и сроков принудительного изъятия земельных участков. Пунктом 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.04.2015) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее, чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.
С 01.04.2015 установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2 и 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.04.2015) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 01.04.2015 редакция статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно пункту 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Правовое регулирование, введенное Федеральным законом N 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ установлено, что если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона N 499-ФЗ.
Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть соблюдена в полном объеме.
Аналогичным образом необходимо решать вопрос о соблюдении установленной положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если до 01.04.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка.
Таким образом, суды правомерно заключили, что вопрос принятия решения об изъятии спорных участков не относится к компетенции общества, какого-либо решения об изъятии участка уполномоченными органами не принималось.
Суды правомерно отметили, что по требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принятие судом решения о понуждении к заключению такого соглашения законом не предусмотрено.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что ссылка общества на невозможность использования участков по целевому назначению не свидетельствует о безусловной обязанности уполномоченных органов принять решение об их изъятии, а поскольку предусмотренная земельным законодательством процедура изъятия земельных участков не соблюдена, оснований для удовлетворения требований общества не имелось.
Судами установлено, что фактически между сторонами имеется спор о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0020389:686, 50:23:0020389:689, 50:23:0020389:688 и 50:23:0000000:152268.
Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению. Гражданское законодательство, как и административное и налоговое законодательство, предусматривает для участников правоотношений соответствующий каждой группе этих отношений, каждому их виду определенный способ или способы защиты. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд за защитой своего права вправе применять лишь этот способ.
Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), к искам о правах не недвижимое имущество относятся иски об установлении границ земельного участка.
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
Как обоснованно отмечено судами, с такими требованиями общество не обращалось. Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Удовлетворяя встречные исковые требования администрации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между сторонами имеется межевой спор, то есть спор по прохождению границ смежных земельных участков.
Как указано в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков. При наличии межевого спора иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок является ненадлежащим способом защиты права.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является, в том числе: факт и момент возникновения прав на смежные земельные участки; факт наложения границ смежных земельных участков сторон.
В связи с изложенным определением Арбитражного суда Московской области от 04.02.2021 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту экспертной организации - ООО "Геосервис" Ананину Н.В.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Имеется ли кадастровая (реестровая) ошибка в координатах земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0020389:688, 50:23:0020389:689, 50:23:0020389:686, если да, то в чем она заключается?
Предложить возможные варианты исправления реестровой ошибки (с приложением картматериала).
2. Определить площадь и координаты земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:688, фактически занятого кладбищем.
Определить площадь и координаты земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:688 за вычетом площади наложения кладбища, установленной при ответе на вопрос N 1. Приложить картматериал.
3. Определить площадь и координаты земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:689, фактически занятого кладбищем.
Определить площадь и координаты земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:689 за вычетом площади наложения кладбища, установленной при ответе на вопрос N 1. Приложить картматериал.
4. Определить площадь и координаты земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:686, фактически занятого кладбищем.
Определить площадь и координаты земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:686 за вычетом площади наложения кладбища, установленной при ответе на вопрос N 1. Приложить картматериал.
Экспертиза поступила в адрес суда, в которой содержались следующие выводы.
Во-первых, установлены значительные несоответствия фактических границ земельного участка, занятого кладбищем, границам земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0020389:688, 50:23:0020389:689 и 50:23:0020389:686, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
В соответствии с кадастровым делом, представленным в материалы дела, границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:6 поставлены на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства в 2005 году.
В соответствии с кадастровыми делами земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0020389:688, 50:23:0020389:689 и 50:23:0020389:686, представленными в материалы судебного дела, указанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка 50:23:0020389:6 в 2006 году.
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0020389:688, 50:23:0020389:689 и 50:23:0020389:686 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:152268, занятый кладбищем, поставлен на кадастровый учет в 2015 году.
В части наложений границ признаки реестровой ошибки не усматриваются.
Во-вторых, разработан вариант 1 устранения пересечений, в соответствии с которым части земельных участков общества, фактически занятые кладбищем, присоединяются к земельному участку с кадастровым номером 50:23:0000000:152268, уточненная площадь участка составит 72.773 кв.м.
Условное обозначение точки |
Координаты МСК-50 |
||
X |
Y |
горизонтальное проложение (м) |
|
1 |
452564.04 |
2245099.85 |
95.05 |
2 |
452541.21 |
2245192.12 |
10.18 |
3 |
452532.39 |
2245197.20 |
35.27 |
4 |
452499.77 |
2245210.61 |
9.36 |
5 |
452491.53 |
2245215.05 |
7.51 |
6 |
452484.99 |
2245218.75 |
6.96 |
7 |
452478.51 |
2245221.29 |
4.13 |
8 |
452479.26 |
2245225.35 |
2.16 |
9 |
452477.98 |
2245227.09 |
14.39 |
10 |
452475.84 |
2245241.32 |
0.47 |
11 |
452476.27 |
2245241.14 |
0.21 |
12 |
452476.24 |
2245241.35 |
86.23 |
13 |
452495.01 |
2245325.51 |
1.63 |
14 |
452495.23 |
2245327.13 |
1.62 |
15 |
452495.19 |
2245328.75 |
1.89 |
16 |
452494.93 |
2245330.62 |
1.60 |
17 |
452494.47 |
2245332.15 |
1.25 |
18 |
452493.85 |
2245333.24 |
1.68 |
19 |
452492.77 |
2245334.53 |
1.98 |
20 |
452491.23 |
2245335.77 |
1.91 |
21 |
452489.53 |
2245336.64 |
1.96 |
22 |
452487.72 |
2245337.40 |
13.16 |
23 |
452474.97 |
2245340.65 |
1.93 |
24 |
452473.91 |
2245339.04 |
155.79 |
25 |
452322.95 |
2245377.55 |
1.73 |
26 |
452323.55 |
2245379.17 |
31.83 |
27 |
452292.70 |
2245387.02 |
2.69 |
28 |
452290.03 |
2245387.34 |
1.60 |
29 |
452288.44 |
2245387.13 |
1.86 |
30 |
452286.69 |
2245386.49 |
2.05 |
31 |
452284.94 |
2245385.42 |
1.81 |
32 |
452283.60 |
2245384.21 |
1.92 |
33 |
452282.68 |
2245382.52 |
3.25 |
34 |
452281.46 |
2245379.51 |
32.16 |
35 |
452274.51 |
2245348.11 |
71.68 |
36 |
452259.04 |
2245278.12 |
0.75 |
37 |
452258.66 |
2245277.47 |
4.23 |
38 |
452258.51 |
2245273.24 |
4.31 |
39 |
452258.37 |
2245268.93 |
15.60 |
40 |
452249.87 |
2245255.85 |
37.68 |
41 |
452212.26 |
2245253.56 |
108.61 |
42 |
452195.64 |
2245146.23 |
61.40 |
43 |
452254.50 |
2245128.77 |
12.77 |
44 |
452266.57 |
2245124.60 |
27.64 |
45 |
452293.28 |
2245117.49 |
15.75 |
46 |
452308.71 |
2245114.34 |
60.14 |
47 |
452367.22 |
2245100.43 |
17.59 |
48 |
452384.33 |
2245096.34 |
34.94 |
49 |
452418.34 |
2245088.35 |
33.19 |
50 |
452450.58 |
2245080.48 |
5.33 |
51 |
452455.88 |
2245079.92 |
7.94 |
52 |
452463.81 |
2245080.34 |
102.11 |
В-третьих, для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:686 уточненная площадь уменьшится до 7.498 кв.м, поскольку площадь земельного участка, фактически занятая кладбищем, составляет 2.247 кв.м.
Условное обозначение точки |
Координаты МСК-50 |
||
X |
Y |
горизонтальное проложение (м) |
|
53 |
452513.74 |
2245225.30 |
16.00 |
54 |
452529.00 |
2245230.10 |
65.93 |
55 |
452544.21 |
2245294.25 |
89.94 |
56 |
452525.89 |
2245382.30 |
20.74 |
57 |
452505.80 |
2245387.45 |
56.04 |
23 |
452474.97 |
2245340.65 |
13.16 |
22 |
452487.72 |
2245337.40 |
1.96 |
21 |
452489.53 |
2245336.64 |
1.91 |
20 |
452491.23 |
2245335.77 |
1.98 |
19 |
452492.77 |
2245334.53 |
1.68 |
18 |
452493.85 |
2245333.24 |
1.25 |
17 |
452494.47 |
2245332.15 |
1.60 |
16 |
452494.93 |
2245330.62 |
1.89 |
15 |
452495.19 |
2245328.75 |
1.62 |
14 |
452495.23 |
2245327.13 |
1.63 |
13 |
452495.01 |
2245325.51 |
86.23 |
12 |
452476.24 |
2245241.35 |
0.21 |
11 |
452476.27 |
2245241.14 |
40.68 |
В-четвертых, для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:688 уточненная площадь уменьшится до 4.982 кв.м, поскольку площадь участка, фактически занятая кладбищем, составляет 2.989 кв.м.
Условное обозначение точки |
Координаты МСК-50 |
||
X |
Y |
горизонтальное проложение (м) |
|
35 |
452274.51 |
2245348.11 |
32.16 |
34 |
452281.46 |
2245379.51 |
3.25 |
33 |
452282.68 |
2245382.52 |
1.92 |
32 |
452283.60 |
2245384.21 |
1.81 |
31 |
452284.94 |
2245385.42 |
2.05 |
30 |
452286.69 |
2245386.49 |
1.86 |
29 |
452288.44 |
2245387.13 |
1.60 |
28 |
452290.03 |
2245387.34 |
2.69 |
27 |
452292.70 |
2245387.02 |
31.83 |
26 |
452323.55 |
2245379.17 |
53.44 |
58 |
452342.04 |
2245429.31 |
45.82 |
59 |
452297.65 |
2245440.65 |
18.98 |
60 |
452279.26 |
2245445.34 |
8.34 |
61 |
452270.94 |
2245444.74 |
8.18 |
62 |
452262.97 |
2245442.91 |
7.03 |
63 |
452256.43 |
2245440.32 |
15.89 |
64 |
452243.43 |
2245431.19 |
88.70 |
В-пятых, для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020389:689 уточненная площадь уменьшится до 7.252 кв.м, поскольку площадь участка, фактически занятая кладбищем, составляет 1.582 кв.м.
Условное обозначение точки |
Координаты МСК-50 |
||
X |
Y |
горизонтальное проложение (м) |
|
38 |
452258.51 |
2245273.24 |
4.23 |
37 |
452258.66 |
2245277.47 |
0.75 |
39 |
452259.04 |
2245278.12 |
71.68 |
35 |
452274.51 |
2245348.11 |
88.70 |
64 |
452243.43 |
2245431.19 |
5.43 |
65 |
452239.75 |
2245427.20 |
5.90 |
66 |
452236.27 |
2245422.44 |
6.19 |
67 |
452233.24 |
2245417.04 |
10.30 |
68 |
452231.04 |
2245406.98 |
33.31 |
69 |
452223.92 |
2245374.44 |
19.91 |
70 |
452219.67 |
2245354.99 |
24.01 |
71 |
452214.54 |
2245331.53 |
32.50 |
72 |
452207.59 |
2245299.78 |
28.05 |
73 |
452201.59 |
2245272.38 |
23.66 |
74 |
452178.06 |
2245269.88 |
27.54 |
75 |
452150.67 |
2245266.97 |
27.07 |
76 |
452123.75 |
2245264.10 |
3.24 |
77 |
452124.06 |
2245260.87 |
135.02 |
Судами первой и апелляционной инстанций экспертное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно признано надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Судами установлено, что права администрации на участки в площади наложения подтверждены.
При этом суды указали, что сторонами не оспаривалось, что захоронения на кладбище осуществлялись до постановки на учет участков общества.
Таким образом, суды установили, что межевание земельных участков общества осуществлено без учета фактических границ существующего кладбища.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона о погребении, решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области", в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
Суды констатировали, что из совокупности приведенных положений следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что границы участков с кадастровыми номерами 50:23:0020389:686, 50:23:0020389:689, 50:23:0020389:688 и 50:23:0000000:152268 подлежат уточнению в соответствии с результатами экспертного заключения с учетом того, что земельные участки в части наложения в силу закона не могут находиться в собственности ООО "Гжель-Инвест", а также с учетом того, что кладбище размещалось на данной территории до установления границ земельных участков первоначальных истцов, в том числе до межевания исходных участков.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении первоначально заявленных обществом исковых требований и об удовлетворении встречных исковых требований администрации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2021 года по делу N А41-41694/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Гжель-Инвест" и конкурсного управляющего ООО "Гжель-Инвест" Савгучева Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 15 Закона о погребении, решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
...
Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
...
Суды констатировали, что из совокупности приведенных положений следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 января 2022 г. N Ф05-29288/21 по делу N А41-41694/2020