город Москва |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А40-22598/21-145-165 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "НОТА ТРЕЙД": Блинова И.Ф. (дов. N 10/01 от 10.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной почтовой таможни: Панфилова А.Г. (дов. N 04-16/003 от 04.10.2021 г.);
от третьего лица Северо-Кавказской электронной таможни: не явились, извещены;
от третьего лица Минераловодской таможни: не явились, извещены;
от третьего лица Северо-Кавказского таможенного управления: не явились, извещены;
рассмотрев 18-25 января 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "НОТА ТРЕЙД"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2021 г.,
по делу N А40-22598/21-145-165
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НОТА ТРЕЙД"
к Московской таможне
о признании недействительными уведомлений,
третьи лица: Северо-Кавказская электронная таможня; Минераловодская таможня; Северо-Кавказское таможенное управление,
УСТАНОВИЛ: в 2018 году обществом с ограниченной ответственностью "НОТА ТРЕЙД" (далее - ООО "НОТА ТРЕЙД", общество, декларант) в рамках внешнеторгового контракта от 13 июня 2018 г. N NT-YD, заключенного с компанией "YIWU DINA IMPORT AND EXPORT CO., LIMITED" (Китай) (далее - контракт), на Минераловодском таможенном посту (центр электронного декларирования) Минераловодской таможни и Северо-Кавказской электронной таможни в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления были поданы таможенные декларации (далее - ДТ, декларации) N 10805010/091118/0002680, N 10805010/121118/0002883, N 10805010/011118/0001294, N 10802070/100818/0014172, N 10802070/120918/0016694, N 10802070/220818/0014983.
Таможенная стоимость товаров заявлена декларантом по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Товары выпущены таможенными органами в свободное обращение.
Таможенное управление в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) провело камеральную таможенную проверку в отношении общества по вопросу контроля достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (в части таможенной стоимости товаров).
По результатам проверки составлен акт камерной таможенной проверки от 02 октября 2020 г. N 10800000/210/021020/А000004/000, в котором установлен факт нарушения декларантом пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС при заявлении сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по проверяемым ДТ, что повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
25 июня 2020 г. Северо-Кавказским таможенным управлением приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (в части таможенной стоимости товаров).
В связи с обнаружением факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причитающихся к уплате по результатам проведенной таможенным управлением камеральной таможенной проверки, Московской таможней в адрес заявителя выставлены уведомления о неуплаченных в установленный срок таможенных платежах, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлинах, процентах и пенях от 22 декабря 2020 г. N 10129000/У2020/0016654, N 10129000/У2020/0016656, N 10129000/У2020/0016655 и от 17 декабря 2020 г. N 10129000/У2020/0016003, N 10129000/У2020/0016004, N 10129000/У2020/0016005 (далее - уведомления).
Считая свои права нарушенными, ООО "НОТА ТРЕЙД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне о признании недействительными указанные уведомления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Северо-Кавказская электронная таможня, Минераловодская таможня, Северо-Кавказское таможенное управление.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "НОТА ТРЕЙД" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемые уведомления таможенного органа не соответствуют требованиям таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы общества.
В отзывах на кассационную жалобу Северо-Кавказское таможенное управление и Северо-Кавказская электронная таможня просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
На основании приказа Федеральной таможенной службы от 23 июня 2021 г. N 522 "О переподчинении и переименовании Московской таможни, переподчинении Московского железнодорожного и Научно-инновационного таможенных постов" с 01 октября 2021 г. Московская таможня переименована в Центральную почтовую таможню.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "НОТА ТРЕЙД" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Центральной почтовой таможни (ранее - Московская таможня) против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Северо-Кавказская электронная таможня и Северо-Кавказское таможенное управление в отзывах на кассационную жалобу заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств - членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств - членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств - членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 55 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный орган не направляет указанное в пункте 3 настоящей статьи уведомление в следующих случаях: выявление после выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - после направления электронного документа либо проставления соответствующих отметок, предусмотренных пунктом 17 статьи 120 настоящего Кодекса, факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одной декларации на товары, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 1); выявление факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одном расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, указанном в пункте 4 статьи 52 настоящего Кодекса, или в одном таможенном документе, указанном в абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 2).
На основании пункта 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств - членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе (пункт 2 статьи 68 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 68 ТК ЕАЭС предусмотрено, что меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случае, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства - члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.
В силу части 1 статьи 71 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 статьи 71 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Согласно части 1 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов и пеней (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
На основании части 2 статьи 73 Закона N 289-ФЗ регулировании в уведомлении (уточнении к уведомлению) должны содержаться сведения, в том числе о регистрационном номере и дате корректировки декларации на товары (пункт 1); о суммах подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 5); о суммах пеней и (или) процентов, начисленных по день формирования уведомления (уточнения к уведомлению) либо по день окончания сроков направления такого уведомления (уточнения к уведомлению) включительно (пункт 7).
Если таможенное декларирование товаров производилось с применением декларации на товары, то выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней в установленный Таможенным кодексом и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом путем внесения изменений в сведения, указанные в декларации на товары (формирования корректировки декларации на товары). Уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней (часть 15 статьи 73, пункт 1 части 1 статьи 74 Закона N 289-ФЗ).
Таким образом, уведомление (уточнение к уведомлению), предусмотренное статьей 73 Закона N 289-ФЗ, является ненормативным правовым актом, принимаемым в начале процедуры принудительного взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, выявленной таможенным органом по результатам мероприятий таможенного контроля.
Суть властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для участников таможенных отношений в результате направления уведомления (уточнения к уведомлению), состоит в определении размера обязанности плательщика по уплате соответствующих платежей, имея в виду, что лишь в отношении суммы задолженности по таможенным платежам, указанном в уведомлении (уточнении к уведомлению), в дальнейшем допускается применение мер принудительного взыскания за счет имущества плательщика.
С учетом специфики уведомлений в таможенных отношениях и отсутствия в законодательстве обязательного внесудебного (административного) порядка урегулирования споров, возникающих из результатов таможенного контроля, судебное оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Закона о таможенном регулировании, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" расзъяснено, что оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Закона о таможенном регулировании, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей. В этом случае суд дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление, приняты решения о взыскании задолженности и совершены действия по их исполнению.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые уведомления соответствует положениям таможенного законодательства, поскольку направление в адрес общества уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней совершено таможней при наличии соответствующих полномочий, с соблюдением установленного порядка и сроков.
Судами установлено, что основанием для выставления и направления Московской таможней в адрес общества уведомлений послужили результаты камеральной таможенной проверки, проведенной Северо-Кавказским таможенным управлением в отношении ООО "НОТА-ТРЕЙД", по результатам проведения которой таможенным органом был установлен факт нарушения декларантом пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС при заявлении сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по проверяемым ДТ, что повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
При этом решения Северо-Кавказского таможенного управления таможенного управления от 25 июня 2020 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (в части таможенной стоимости товаров), обществом в установленном порядке не оспорены и незаконными в установленном порядке не признаны.
При обращении в арбитражный суд по настоящему делу общество не приводило доводы о несогласии с доначислением таможенных платежей и пеней, как они произведены в оспариваемых уведомлениях.
Какие-либо доказательства, подтверждающие правильности определения таможенной стоимости и полноту уплаты таможенных платежей при первоначальном декларировании товаров, не представило.
Указывая на незаконность решений, на основании которых направлены уведомления, по поводу которых возник спор, каких-либо доводов заявитель не приводил.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2021 г. по делу N А40-22598/21-145-165 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "НОТА ТРЕЙД" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" расзъяснено, что оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Закона о таможенном регулировании, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей. В этом случае суд дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление, приняты решения о взыскании задолженности и совершены действия по их исполнению.
...
Судами установлено, что основанием для выставления и направления Московской таможней в адрес общества уведомлений послужили результаты камеральной таможенной проверки, проведенной Северо-Кавказским таможенным управлением в отношении ООО "НОТА-ТРЕЙД", по результатам проведения которой таможенным органом был установлен факт нарушения декларантом пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС при заявлении сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по проверяемым ДТ, что повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 января 2022 г. N Ф05-32701/21 по делу N А40-22598/2021